Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2005-07-06 17:44:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

К истокам писхологии москаля
"Сила государственного аппарата в Византии поневоле заставляла подданных василевса дисциплинировать себя, сдерживать проявления страстей: естественно, что бюрократическая система правосудия приучала византийцев к терпению в гораздо большей степени, чем раннесредневековый суд на Западе с его ордалиями и коллективным соприсяжничеством. Но было еще одно обстоятельство, влияние которого нельзя недооценивать. Это обстоятельство — свойственный византийцам индивидуализм.
Перед лицом государства и перед лицом бога подданый империи стоял одиноко, его карьера и его спасение были его личным делом. Человек средневекового Запада оказывался значительно теснее связанным со своими социальными группами — с общиной, с корпорацией; иерархическое устройство общества сплачивало и оформляло эту общность. Его психология соответственно была больше подвержена воздействию общественных коллективов, влияние которых в Византии оставалось сравнительно незначительным. Но переживания и эмоции, как бы повторяемые социальной группой, закономерно становятся более мощными, более настойчивыми: эмоциональная напряженность в группе возрастает, тогда как рефлексия, наоборот, уменьшается. «Корпоративность» психологии на Западе превращалась в одно из средств, обострявших и углублявших эмоциональную напряженность, — относительный индивидуализм византийского общественного сознания, напротив, способствовал развитию рассудочности".
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st004.shtml


(Post a new comment)


[info]churkan
2005-07-06 02:49 pm UTC (link) Track This
Замечательно.
Как халявный инет заработает - буду почитывать.

(Reply to this)


[info]xnikto
2005-07-06 03:12 pm UTC (link) Track This
Очень хорошо подмечено.

Неплохо кстати, объясняет, почему, в сов.армии, азиаты быстро собираются во всякие землячества, а "москали" -- каждый сам по себе.

(Reply to this)


[info]verybigfish
2005-07-06 03:16 pm UTC (link) Track This
Мне кажется, что не стоит для понимания настоящего использовать историко-социологические симулякры. Не стоит Россию выводить из Византии. Для понимания России не стоит углубляться далее, чем на 300 лет...

(Reply to this)


[info]keshikten
2005-07-06 03:21 pm UTC (link) Track This
Да, пожалуй, для Византии это справедливо... но справедливо ли для России?

(Reply to this)(Thread)


[info]kagyr
2005-07-06 07:07 pm UTC (link) Track This
Помнится, в каком-то из предисловий к Каждану прямо говорилось, что ругая Византию, он имеет в виду Россию:)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]keshikten
2005-07-07 05:04 pm UTC (link) Track This
Ну, он мог бы быть и неправ...

(Reply to this)(Parent)


[info]brother2
2005-07-07 07:48 am UTC (link) Track This
скорее всего да, ибо колективизм русских - это всё-таки больше миф пропаганды, чтобы согнать народ в очередной имперский колхоз

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]keshikten
2005-07-07 05:08 pm UTC (link) Track This
Не соглашусь. Просто тут все сложнее - коллективизм русских сильно отличается от коллективизма европейцев или китайцев... Кажется, у японцев есть что-то похожее...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]brother2
2005-07-08 06:50 am UTC (link) Track This
да, наверное можно сказать и так, Но
тогда понятие колективизма раздуется до неприличия
амеры тоже в некоторых вопросах очень даже колективисты

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]keshikten
2005-07-08 03:57 pm UTC (link) Track This
Ну, даже монголы )))

(Reply to this)(Parent)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]