Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2005-03-28 18:10:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Баллада о мятом пакете
Бесконечное обсуждение темы "прекрасной-утерянной-советской-жизни" меня, как правило, раздражает. Ибо выясняется, что в стране, где родилось моё поколение, существовало как минимум два мира. В одном мире люди рождались на космических станциях, с трёх лет занимались Теорией Межпланетных Звездолётов, а питались исключительно путём бесплатного и безвозмездного заимствования продуктов из универсамов ("тырили", как сказал один известный в ЖЖ товарищ). В другом - люди мучились в очередях и злились на бесперспективность и идиотизм провинциального существования.
Надо ли говорить, что я принадлежал ко второму миру? Не могу сказать, что я был помешан на материальном. И всё же бывают вещи, которые до сих пор вызывают раздражение.

Тут мы с женой на днях пошли за продуктами в супермаркет, и она высказалась насчет того, что пакеты можно брать бесплатно, потому что их полезно класть в мусорное ведро, а потом вместе с мусором выбрасывать*. И тут я с некоторой долей ностальгии вспомнил наши советские мусорные вёдра. Это целая сага! Вёдра, кто помнит, были в основном металлические (у самых продвинутых товарищей - пластмассовые, но эти люди ведь жили на космических станциях и изучали Теорию Межпланетных Звездолётов, поэтому мы с ними редко пересекались). На дно ведра клалась свёрнутая специальным образом газета, чтобы дно не пачкалось, а потом всё это выносилось на помойку или в мусоропровод. После мусорного похода ведро приходилось долго отмывать, и через год-полтора у него от этого сгнивало и отваливалось дно. Поскольку мусорные вёдра периодически тоже попадали в число советских дефицитов, то иногда приходилось несладко. А некоторые особо ушлые товарищи этими вёдрами ЗАПАСАЛИСЬ ЗАРАНЕЕ. Я лично знал одного такого - у него на антресолях их лежало штук десять "на всякий пожарный" (лично меня такие пожарные случаи наводили на самые мрачные мысли - я представлял себе картину горящего дома и людей, бегающих с вёдрами воды). Мусорное ведро было тяжёлым, и в этом было своё преимущество. Если по дороге с помойки навстречу попадалась какая-нибудь хулиганская компания, ведро оказывалось прекрасным средством самообороны - при некоторой сноровке им можно было вмазать так, что мало не покажется. А ещё по ведру можно было громко барабанить, будя любящих поспать в выходные советских граждан.
В общем, в какой-то мере мусорное ведро относилось к разделу "наше всё". Ему, как правило, была суждена недолгая жизнь, и поколениями вёдер исчислялось время.
Попав в 1996 г. (!) в Польшу я с удивлением обнаружил, что культура вывоза мусора (если так можно выразиться) здесь стала другой. Раньше у поляков она от нашей не отличалась, а вот с "европеизацией" появились так называемые мешки для мусора. Я увидел целые машины, набитые этими мешками, которые их вывозили на свалки, и мусорщиков, стремительно разгружавших мусоропроводы (по-моему, скорость работы при этом вырастала раз в пять, если не больше). Это меня порадовало, а через некоторое время такие мешки появились и у нас. Правда, я замечал, что в из мусорных ящиков всё больше торчат пакеты с эмблемой какого-нибудь "Перекрёстка", и это наша национальная особенность.
Ну, это предыстория. А вот сама история.
Дело в том, что пластиковый пакет с рисунком в "СССР" был, в какой-то степени, элементом культа. Он был достаточно редок и, как правило, имел заграничное происхождение. Более того, средний советский человек носился с этими пакетами, как дурень с писаною торбою. В начале 80-х гг. в метро я часто видел жёлтые сумки с надписью "Billa heute". Откуда народ их брал, для меня навсегда осталось загадкой. Видимо, за границей (мои-то родственники по всяким заграницам не особо разъезжали…). В перестройку появились советские пакеты с коммунистической и прочей советской символикой, которые (ха-ха!) ДАРИЛИ ИНОСТРАНЦАМ. А вообще-то пластиковые сумки были предметом роскоши и знаком принадлежности к среднему классу. Доходило до смешного. На улицах часто можно было увидеть людей с затёртыми и замызганными иностранными пакетами, на которые было страшно смотреть, но для них это был элемент "ИНОСТРАННОЙ РОСКОШИ" (!). Один мой школьный друг случайно порвал вот такой драный пакет другого одноклассника, и между ними из-за этого вышла кровавая драка (!!).
Но самая смешная история вышла с другим. В 1987 г., осенью, кажется, на Московской книжной ярмарке был впервые представлен отдел Израиля. Туда стояла огромная очередь, а отстоявшим её давали чёрно-жёлтый пакет с надписью вроде "Привет из Израиля" и несколько русскоязычных брошюр о тамошнем книгоиздательстве. Пакет был красивый, но ненадёжный, и у меня выдержал недели две. Прошло этак примерно года три, я уже забыл про него, и вот однажды попал в гости к одной еврейско-диссидентской семейной парочке. И что же я там увидел? А вот что: на стене, на довольно почётном месте, был приклеен тот самый чёрно-жёлтый пакет. Для этих людей он был символом иного мира, свободы и уж не знаю чего ещё. Меня тогда это слегка покоробило, но вскоре я подумал, что не стоит этих людей осуждать. Этакие милые мещанские радости, в общем-то, понятные.
Потом "перестройка" стала стремительно закатываться, и в киосках появилась масса пластиковых пакетов из-за границы. ПО РУБЛЮ ШТУКА.
Мораль сей басни такова. Кто-то строил Секретные Марсолёты, тырил продукты в универсамах и считал себя истинным небожителем. А кто-то, так называемое "быдло", было доведено до удивительного состояния, когда вещь, имевшая стоимость не более, чем мусор, который можно было в неё упаковать, оказывалась КУЛЬТОВЫМ ПРЕДМЕТОМ.
Хотя, по-моему, завалить страну такой ерундой, как дешёвые пластиковые пакеты, ничего не стоило и при социализма. Но ни шиша. Сверхлюди строили марсоходы. А на "быдло" им было наплевать.
И это, собственно говоря, только один небольшой штрих тогдашней социальной дифференциации. Вы скажете, что сейчас она больше? Возможно. Но тогда нам говорили, что "у нас все равны". В реальности же людей разделяло даже право цивилизованно выбрасывать мусор…

* - конечно, назвать пакеты в супермаркете бесплатными нельзя, но зато их МНОГО и они ДОСТУПНЫ ВСЕМ.



(Post a new comment)


[info]lenka72
2005-03-28 03:16 pm UTC (link) Track This
Это не советское. Это общечеловеческое, природное, первобытное.
А вот то, что их стало много и их выбрасывают, ни к чему хорошему не приведёт. Задохнёмся.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2005-03-28 03:40 pm UTC (link) Track This
ну, так надо думать над экологически чистыми пакетами. Ещё в советские годы придумали чуть ли не "съедобный пластик"... А где он?

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]lenka72, 2005-03-28 03:47 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]udod99, 2005-03-29 01:05 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gollie, 2005-03-29 04:32 pm UTC (Expand)
все точно. только
[info]avrom
2005-03-28 03:23 pm UTC (link) Track This
Пакет из Израиля на стене - это не из серии "мещанские радости". это из совершенно другой оперы, совершенно

(Reply to this)(Thread)

Re: все точно. только
[info]udod99
2005-03-28 03:29 pm UTC (link) Track This
Не, я всё понимаю - тянет далёкая родина и шеститысячелетняя история. Но радости это всё равно милые и мещанские.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

Re: все точно. только - [info]avrom, 2005-03-28 03:35 pm UTC (Expand)
Re: все точно. только - [info]udod99, 2005-03-28 03:37 pm UTC (Expand)
Re: все точно. только - [info]udod99, 2005-03-28 03:38 pm UTC (Expand)
Re: все точно. только - [info]vryadli, 2005-03-28 09:56 pm UTC (Expand)

[info]bey
2005-03-28 03:50 pm UTC (link) Track This
> В перестройку появились советские пакеты с коммунистической и прочей советской символикой, которые (ха-ха!) ДАРИЛИ ИНОСТРАНЦАМ.

Опечатка?

По существу - вы не правы. Роль пластиковых пакетов сегодня в России выполняет какая-нибудь другая безделушка. Сотовый телефон например.
А у "зулусов" - бусы и зеркальце.
А в какой нибудь стране "первого" мира.... - ну не знаю, не был я там :) а фантазии не хватает.

И какая принципиальная разница между зулусом и еврочеловеком?

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2005-03-29 05:09 am UTC (link) Track This
Насчёт безделушек согласен.
Но именно ИНОСТРАНЦАМ. Сам видел, как раздавали делегациям сумки с надписями вроде "Перестройка-Гласность-Ленин".

(Reply to this)(Parent)


[info]pioneer_lj
2005-03-28 03:50 pm UTC (link) Track This
> их полезно класть в мусорное ведро, а потом вместе с мусором выбрасывать

Жму руку!

Дифицит пластиковых ведер в СССР вы несколько преувеличили. В остальном, пожалуй, соглашусь.

(Reply to this)


[info]kalinka_lj
2005-03-28 04:24 pm UTC (link) Track This
Хм. Мусорное ведро у нас было пластмассовое. Про пакеты ничего не помню, как-то все, что вы описываете, мимо меня прошло. Наверно, я небожитель :)). Правда, почему вы небожительство связываете с воровством в магазинах, мне не понятно.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2005-03-29 05:10 am UTC (link) Track This
а это не я связываю, это аллюзия на одно интересное выступление Тифарета...

(Reply to this)(Parent)


[info]shurigin
2005-03-28 05:06 pm UTC (link) Track This
Вообще-то с середины 70-х пластиковые вёдра, тазы и проч. уже были совершенно свободным и доступныи товаром. Тут вы что-то перепутали. А касаемо пакетов, самыми "крутыми" в середине 70-х были пакеты с выставки "200 лет США" серебристые с целой кучей сюжетов.

(Reply to this)(Thread)


[info]avrom
2005-03-28 10:39 pm UTC (link) Track This
с середины 70-х пластиковые вёдра, тазы и проч. уже были совершенно свободным и доступныи товаром@

Может быть в Москве или в каких-то продвинутых нацокраинах. У нас в семье до конца 80-х пользовались пластмассовыми тазами, привезеными в 60-х из Финляндии. других на горизонте не было. Про пластмассовые мусорные ведора я вообще не знал, что такие бывают.

(Reply to this)(Parent)


[info]annutka
2005-03-30 11:06 am UTC (link) Track This
неправда ваша.
Были недифицитом они в Москве.
На Украину их везли из Москвы. В хозяйственных об этом товаре не слышали

(Reply to this)(Parent)

(Reply from suspended user)

[info]udod99
2005-03-29 05:11 am UTC (link) Track This
Откажись от тоталитарного мышления, и благо тебе будет.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(Reply from suspended user)

[info]frosiaburlakova
2005-03-28 08:46 pm UTC (link) Track This
Кажется, мы созрели, чтобы ностальгировать.
Потому что наряду с ушедшим плохим, было и ушедшее хорошее.
И вот это ушедшее хорошее сегодня машет нам ручкой с отплывающего парохода...

(Reply to this)(Thread)(Expand)


[info]udod99
2005-03-29 05:18 am UTC (link) Track This
Никто не говорит, что было только плохое.
Я просто против разнообразных карамурз, которые пытаются оправдывать очевидные мерзости.

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]babitto, 2005-03-29 03:54 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gollie, 2005-03-29 04:29 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]nestorr, 2005-03-30 07:01 am UTC (Expand)

[info]kemchik
2005-03-29 06:47 am UTC (link) Track This
Сейчас получается так, что совершенно излишне покупать пластиковые мешки для мусора, т.к. пакеты из универсамов прекрасно подходят к мусорному ведру.

Вы упустили из виду, что производство дефицитных пластиковых сумок в советское время наладили цеховики.

(Reply to this)(Thread)


[info]adolfych
2005-03-29 09:53 am UTC (link) Track This
и многие из них за это были посажены и\или расстреляны

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]kemchik, 2005-03-29 04:15 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]gollie, 2005-03-29 04:28 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]adolfych, 2005-03-29 05:58 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]graph, 2005-03-30 02:34 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]adolfych, 2005-04-01 07:27 am UTC (Expand)

[info]gleb1
2005-03-29 06:57 am UTC (link) Track This
Я детство провёл в городе Тарту, тамошняя пластмассовая фабрика производила пластиковые пакеты с рисунком. Мы, дети, очень этим гордились. Таких фабрик во всём Союзе было штуки три, кажется.

(Reply to this)


[info]ukhod
2005-03-29 08:08 am UTC (link) Track This
В позднесоветское время прозрачные полиэтиленовые пакеты, как мне помнится, появились, но стоили определенных денег. У нас в семье их мыли, сушили на веревочках и использовали по многу раз (для всяких целей). Выбрасывать их с мусором было бы неэкономно.

Наверное, где-то в 60-х они во всем мире были дорогие. Потом быстро подешевели, а советская экономика "протормозила". Проблема, мне кажется, не такая уж глобальная.

(Reply to this)(Thread)(Expand)


[info]udod99
2005-03-29 01:07 pm UTC (link) Track This
Проблема в том, что в условиях даже кривоватой советской экономики организовать производство этих штук не стоило выеденного яйца. Но...

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]_iga, 2005-03-29 04:04 pm UTC (Expand)

(Reply from suspended user)
(no subject) - [info]azatiy, 2005-03-30 07:55 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]semen_serpent, 2005-03-30 10:36 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]azatiy, 2005-03-30 12:33 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]semen_serpent, 2005-03-31 10:56 am UTC (Expand)
(no subject) - [info]i_ka, 2005-03-31 02:36 pm UTC (Expand)

(Reply from suspended user)
(no subject) - [info]_iga, 2005-03-29 04:07 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]semen_serpent, 2005-03-30 10:34 am UTC (Expand)

[info]gollie
2005-03-29 04:27 pm UTC (link) Track This
Замечательно, замечательно. Превосходный панегирик обретенной вами буржуазной жизни. Ваш хозяин очень доволен вашей сознательностью и ставит вам пятерку. Постарайтесь продолжать в том же духе, сойдете за Галковского.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2005-03-30 05:19 am UTC (link) Track This
То есть вы вообще не поняли, о чём речь. Жаль. Учту.

(Reply to this)(Parent)

Интересно, однако...
[info]baliasov
2005-03-29 06:34 pm UTC (link) Track This
А в Ымперии пакеты были? Или и ее правильно изничтожили?

(Reply to this)


[info]maxyki
2005-03-29 08:13 pm UTC (link) Track This
Пакеты (без ручек которые..Да и чс ручками - тщательно стирали).
Кто хотел - шел на выставки в экспоцентр и выклянчивал пакеты у иностранных стендов.
Еслибы могли тогда завалить страну колбасой, паетами и джинсами - не нужна была перестройка. был бы почти коммунизм.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2005-03-30 05:20 am UTC (link) Track This
Так ведь всё это НЕ БЫЛО БОЛЬШОЙ ПРОБЛЕМОЙ, вот о чём я говорю.
"Им" просто был не нужен такой "коммунизм", а то нельзя было бы презирать "быдло".

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]maxyki, 2005-03-30 06:54 pm UTC (Expand)

[info]volodymir_k
2005-03-29 10:11 pm UTC (link) Track This
Полагаю, что проблемы массового производства полиэтиленовых пакетов были технологического характера. Я уже лет 15 как вне химии, но помнится, что полимеризация как технология имела некие проблемы, и в середине 80-х типа что-то там было решено (в книжке вычитал). Лучше, конечно, у старого химика было бы спросить.

Похожая история с болоньевой курткой. Сейчас -- ну полное говно, 10 баксов жалко отдать. А Тогда чуть ле не супермодняцкая вещщщ.

У нас в семье тоже было эмалированное ведро. Эмаль была хорошая, года два помню ведро дюжило.

(Reply to this)(Thread)


[info]graph
2005-03-30 07:13 am UTC (link) Track This
Подозреваю, что дело было не столько в технологии, как в некоторых общих принципах: отношение к производству товаров народного потребленияы как к чему-то _принципиально_ второстепенному (как правило, цеха "ширпотреба" были "при", например, при омском оборонном заводе был цех, выпускающий стиральные машины), отсутствие механизмов, генерирующих новые товары как реакции на рыночный спрос, и т.п.

Т.е. какой-нибудь подпольный цеховик из Средней Азии (лично общался с таким) _мог_ у себя в ауле наладить "подпольное" производство джинсов, неотличимых от "фирмЫ", а вся государственная текстильная промышленность Советского Союза - не могла...

(Reply to this)(Parent)(Thread)(Expand)

(no subject) - [info]volodymir_k, 2005-03-30 02:14 pm UTC (Expand)
(no subject) - [info]graph, 2005-03-30 02:26 pm UTC (Expand)

[info]shtirl
2005-03-30 10:30 am UTC (link) Track This
вообщето до середины семидесятых годов "цивилизованный запад" тоже весело гремел ведрами, ибо изобрел пакеты для мусора из п/э плёнки наш человек - канадец Гарри Василюк сравнительно недавно (патент US3260488 от 1966 года), а производство началось в конце 60-х начале 70-х .
а теперь представьте какое время могло уйти на закупку и внедрение этой технологии у нас (это же стратегический ресурс - нефтепродукты), на строительство производственных линий и.т.д.?
Да лет 10 минимум, вот мы и получаем что только при Мишке Меченом кое-где полиэтиленовые пакеты начинают производиться и эти производства сразу же попадают под пиздец, закон о государственном предприятии (сырьё-нефтепродукты, повторю). и досвидание.

(Reply to this)

(Reply from suspended user)

(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]