Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2004-04-14 12:13:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Воля к смерти, или Псевдопатриотизм на марше
В так называемом "патриотическом" спектре нашей общественной мысли (который, к сожалению, из-за глухого засилья в 90-е гг. не менее "так называемого" русского либерализма, оказался слишком широк и впитал вообще все нелиберальные или нестандартные идеи) существует несколько направлений, весьма популярных среди совершенно определённой публики. Направления эти поддерживаются крикливыми, эмоциональными и очень наглыми людьми, которые, к сожалению, не отличаются особыми интеллектуальными способностями.
Мог бы написать на эту тему очень много, но ограничусь констатациями.
За 10 лет "моей борьбы" на этом направлении я понял пару простых вещей:
- с этими людьми спорить бесполезно, так как никаких доводов они не воспринимают (любимые ответы на любой аргумент - "то, что вы говорите, вообще не довод" или "в ваших построениях нет Элементарной Логики, которую нам преподавали в Межгалактическом Космическом Институте");
- указанные направления никогда не остаются без свежего притока сил – одни помаленьку обкатываются, уходя в "другой лагерь" и в "систему", но на их место обязательно приходят новые, которые ещё хуже воспринимают какую-либо критику.
У меня сложилось стойкое впечатление, что направления, которые выражаются этой публикой, носят не столько политический, сколько психофизиологический характер. Как правило, идеи этой группы "патриотов" сводятся к нескольким лозунгам, которые повторяются в самых разных вариациях, иногда – "синкретично". Коротко постараюсь объяснить, в чём я вижу вред этих идей и почему считаю своим долгом с ними бороться.
Итак, вот лозунги наших радикально мыслящих патриотов:

.
1. "Нужно немедленно восстановить Великий Могучий Советский Союз, надежду и светоч всех народов мира".

Сначала – несколько предварительных замечаний. Всякий вопрос можно оценивать по-разному. Например, на вас напали бандиты в количестве 10, отобрали деньги и избили. Эмоционально вы, конечно, готовы немедленно их всех убить. У вас, предположим, даже каким-то образом оказался в руках пистолет с двумя патронами. В результате у вас есть несколько шансов. Вы, к примеру, можете выстрелить в бандитов и убить или ранить не более 1-2 человек. Затем бандиты либо убегут, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, либо изобьют вас так, что вы разделите судьбу только что убитого врага. Итак, результат – либо смерть, либо долгое разбирательство с прибежавшей на выстрелы милицией, ну, а затем вас всё равно будут судить за превышение мер необходимой обороны и хранение оружия (хотя есть шанс, что кое-что из украденного удастся вернуть). Но тут, как говорится, игра таки ещё стоит свеч. Совсем другой расклад – в случае, если бандитов не 10, а 50 или 100, а то и целых 500, а патронов всё равно два. О последствиях предлагаю подумать самим. А также прикинуть и сравнить некоторые статистические данные – типа там ВВП, размеры и оснащённость армий, технологический уровень и т.п. Самые оптимистичные наши эксперты оценивают соотношение как 5:1. Но мы-то знаем, что оптимизм в России никогда не проходил. Получается "как всегда" (а иногда "самым остроумным способом").

Теперь непосредственно о лозунге восстановления Великого Могучего…

Эмоциональная оценка идеи: очень хорошая, очень красивая концепция, преследующая благие цели – воссоединить пространства Империи, вернуть себе былую мощь и сделать так, чтобы на этих пространствах все 255 национальностей жили дружно и счастливо.
Цена вопроса: прежде всего, необходимо оказать давление на нынешнюю власть России (создав для этого соответствующие структуры; возможно – захватив власть), заставить ее реализовывать эту концепцию (что сложно, но таки достижимо); затем начать действия (необязательно военные) против всех политических элит бывших советских республик, свергнуть их и насадить свои. Иными словами, цена крайне высокая. Я бы даже сказал, что расходы стремятся к бесконечности.
Самый оптимистичный результат: превращение постсоветского пространства в конгломерат зависимых от Москвы хитромудрых режимов, которые будут выкачивать из "новых-старых хозяев" деньги на восстановление экономики, якобы до того "уничтоженной националистами". Кроме того, добавим сюда 200 тысяч белорусских диссидентов, примерно 600 тысяч сильно недовольных в прибалтийских республиках, около миллиона антирусски настроенных украинцев и еще миллиончика два-три "вредных элементов" в странах Средней Азии и Закавказья. Все они не будут сидеть сложа руки, а начнут борьбу. На следующем ходу нас ждёт – расширение репрессивных органов нового СССР, и, в лучшем случае, возникновение на территории Империи некоей "тюрьмы народов", только, в отличие от романовской России, очень слабой и неразвитой, которая в конце концов попадает в изоляцию и становится зоной вечной "гуманитарной катастрофы". То есть в результате получается Невеликий Немогучий Несоветский и, в общем, даже Не-Союз. А потом в это дело вмешиваются те, кто посильнее – Запад, мусульмане или Китай. Чего, собственно, и хотят приверженцы данной теории.
Наиболее реальные последствия: сначала некое подобие гражданской войны внутри страны (в крупных городах), затем резкое противодействие национальных элит остальных 14 республик, вплоть до локальных военных конфликтов; массовая миграция населения из зон столкновений; вмешательство международных организаций, прежде всего, НАТО; обмен ядерными ударами; экономическая блокада "нью-СССР" и его быстрый крах. Хорошим примером может служить история Югославии, которая проделала нечто подобное, только в умеренных масштабах.
Диагноз носителей идеи: тяжелейшая русофобия в острой форме.
Социальный слой носителей идеи: как правило, небедные жители Республики Садового Кольца в Москве, разного рода менеджеры средней руки в крупных иностранных фирмах, учёные от Сороса и ЦРУ, а также примкнувшие к ним провинциальные дурачки с развесистыми ушами.
Что с ними делать: в идеале, конечно, вывести "в лесок" ((с) Д.Галковский) и пустить пулю в затылок; но мы-то люди добрые и советуем многолетнее лечение нарзаном.



2. "Нужно немедленно установить в России какую-нибудь экзотическую для нынешних времён форму правления – фашистскую диктатуру, самодержавную монархию, кастовую систему с брахманами во главе и т.п."

Эмоциональная оценка идеи: идея кажется весьма привлекательной; в самом деле, классическая демократия в России не работает, и любая другая форма правления, возможно, будет лучше (для меня лично привлекательна самодержавная монархия).
Цена вопроса: необходимо либо навязать нынешней политической элите эти идеи (что проще, но займёт много времени), либо устроить "революцию" с последующими разборками. Цена всяко ниже того, что предлагают неоСССР-овцы. Но тоже не маленькая.
Самый оптимистичный результат: режим успешно установлен; страну покинуло 200-300 тыс. человек "с бабками"; эти люди создают новому режиму соответствующую репутацию на Западе (отрицательную). Но новые власти не делают глупостей, а занимаются делом – и в результате мы получаем страну, находящуюся в частичной изоляции, довольно-таки отсталую, но с более-менее довольным жизнью населением и даже с некоторыми перспективами. Правда, поначалу с управлением страной совсем плохо (наступает полная путаница и бардак), но лет через 15 всё устаканится – если, конечно, новое поколение революционеров не устроит новой революции, что можно предсказать с вероятностью 99%. Образец для подражания – Иран. В случае успеха жить будем средне-паршиво, но долго и с улыбкой.
Наиболее реальные последствия: как правило, смена режима предполагается не просто так, а ради какой-то цели, в основном – того же самого восстановления СССР. Посему см. аналогичный пункт в предыдущем вопросе. Так что ничего оптимистичного, на самом деле, не получится.
Социальный слой носителей идеи: в основном, люди, зарабатывающие на жизнь "литературой" – журналисты, писатели и т.п. Интеллигенция, короче.
Диагноз носителей идеи: русофобия средней степени, способная перейти в тяжёлую и острую форму.
Что с ними делать: всячески просвещать, давать возможность высказываться и по-деловому спорить; эта форма русофобии со временем успешно лечится.


.
3. "Нужно заставить Россию встать с колен, а для этого немедленно спровоцировать её конфликт с Западом".
Эмоциональная оценка идеи: возможно, такая шоковая терапия нам и поможет. Но, как известно, в нашей истории уже было нечто подобное, только в "мирных формах" – шоковая терапия Е.Т.Гайдара. И что? Я бы отнёсся осторожно. Опять же, понятно, что погибать за Родину пойду я, мои родственники и друзья, а авторы идеи отсидятся в Нью-Ташкенте и потом получат Звёзды Героев.
Цена вопроса: в общем, невысокая – достаточно заставить политическую элиту исполнять указания носителей идеи. Может пойти "на ура" (при определённых условиях).
Самый оптимистичный результат: быстрое свержение "слишком деятельного режима" усилиями Запада и внутренней оппозиции, восстановление "демократии" в ещё более идиотских формах, чем сегодня.
Наиболее реальные последствия: всеобщий погром и разруха, ввод войск НАТО и прямая оккупация страны. Примерно треть населения умирает от голода и болезней в течение 2-3 лет. Значительно худший вариант, чем получился в Югославии.
Социальный слой носителей идеи: часть технической интеллигенции, до сей поры не нашедшей места в жизни, студенты, образованные провинциалы на заработках в столице.
Диагноз носителей идеи: извращённая, маниакальная форма русофобии. Этим и опасна.
Что с ними делать: изолировать от "общества", заняв каким-нибудь полезным делом. Например, сортировкой спичечных коробков. Ну, и ежедневное промывание мозгов.


.

4. "Нужно немедленно объединиться с мусульманским миром и Китаем (варианты: Африкой, американскими неграми, инопланетянами, йети и т.п.), чтобы уничтожить Запад".

Эмоциональная оценка идеи: честно говоря, совершенно непонятно, зачем это нужно делать. Как первое, так и второе – это что-то совершенно шизоидное.
Цена вопроса: чёрт его знает. Не исключено, что близка к нулю – в любом случае, китайцы и мусульмане в целом способны нас купить с потрохами (при определённых условиях, конечно).
Самый оптимистичный результат: вхождение России в китайско-мусульманскую федерацию на правах губернии со всеми интересными правами зимми и "больших белых волосатых сынов варваров".
Наиболее реальные последствия: превращение страны в поле битвы цивилизаций, на котором через два десятка лет остаются сплошные ямы и окопы – и на огромном расстоянии друг от друга редкие поселения, где разводят коз и пашут деревянным плугом, а "лампочка Ильича" стала предметом народной мифологии о золотом веке.
Социальный слой носителей идеи: провинциалы из исламских республик, студенты, некоторые особо охреневшие с горя публицисты (в особенности, умученные квартирным вопросом).
Диагноз носителей идеи: тяжёлая русофобия в острой форме.
Что с ними делать: конечно, лучше всего сразу "в лесок". Но нам из гуманистических соображений придётся рекомендовать нарзан и Карловы Вары.


.

5. "Нужно вообще немедленно что-то радикальное делать, так как правительство у нас оккупационное, народ гибнет, наука и промышленность разваливаются, а впереди только ужас и смерть (как правило, затем начинаются все остальные, уже обсуждённые выше, камлания)".

Эмоциональная оценка идеи: да никакой оценки с политической точки зрения тут вообще быть не может. Человек, высказывающий подобного рода идеи, просто принадлежит к известному и весьма распространённому в России типу "деятельного торопыги", которому всегда то не так, это не этак, все вокруг тормоза и дураки, и поэтому "надо немедленно что-то делать, а то окружающие бараны всё погубят". Боже упаси, если "деятельный торопыга" попал в начальники. Подчинённым гарантирован постоянный стресс и, в конечном счёте, инфаркт.
Цена вопроса: всё это стоит копейки. Дорвавшийся до власти (что ему даётся обычно несложно) "деятельный торопыга" устраивает всей окружающей среде такие проблемы (которые сам и создаёт), что она, эта среда, с трепетом ждёт, когда же эта бессмысленная хаотическая управленческая машина сломается и сдохнет.
Самый оптимистичный результат: существующий аппарат государственной власти быстро нейтрализует торопыгу, и он помаленьку умирает от "сопротивления проклятой бюрократии", как Ленин в Горках. А всё идёт своим чередом.
Наиболее реальные последствия: как правило, торопыга успевает даже за очень короткий срок испортить массу полезных вещей и сломать немало хорошо работавших до этого механизмов, что, конечно, открывает дорогу широкому народному творчеству во спасение положения. Вот только выходит, что это мартышкин труд. Определённый прогресс при этом наблюдается, так как зачастую новые механизмы оказываются несколько лучше старых. Но не всегда.
Социальный слой носителей идеи: какого-то специального слоя нет. Таких товарищей хватает везде.
Диагноз носителей идеи: русофобия в начальной стадии.
Что с ними делать: занять общественно полезным трудом и приобщить к какой-нибудь религиозной традиции, чтобы свободного времени на разрушительную работу мозга не оставалось.



Некоторые дополнительные замечания

Как можно понять, ключевое слово во всех этих построениях – "немедленно". Я это подчёркиваю. Я вовсе не исключаю, что через 300 лет на территории России сложится социалистическая кастовая самодержавная монархия с брахманом-гуру во главе, которая будет забрасывать бомбами всех соседей и травить газом остатки американцев, и это будет СОВЕРШЕННО НОРМАЛЬНО И ПРАВИЛЬНО в тех исторических условиях. Но я не Господь Бог, и рассуждать о перспективах за пределами 20-30-40 ближайших лет не готов. Наши же клиенты предлагают учинить то, что потенциально может возникнуть со временем и в результате эволюции, - "здесь и сейчас", причём в возмутительных и довольно мрачных формах.
Я думаю, речь идёт о некоем виде психического заболевания. Вот его клиническая картина.
Как правило, болезнь начинается с того, что пациент приходит к истерическому выводу: все кругом тормоза, козлы, идиоты и бездельники. Их бездействие может погубить Россию, а вот он, пациент, знает, "как надо". А надо немедленно что-то делать. По крайней мере, суетиться и хлопотать.
Потом пациент задумывается о Большом Проекте, потому как "что-то делать" без плана оказывается довольно сложно. Пациенту нужна система непротиворечивых взглядов. Поначалу у него развивается любовь к "инакости", к каким-нибудь западным (в классической версии русофобии) или восточным культурам (в той версии, которую рассматриваем мы). И он предлагает слиться с этими культурами, раствориться в них, перестать существовать – ещё бы, тогда не будет всех этих тормозных козлов! Назовём это направление "сателлитизмом".
Однако, как ему кажется, сливается Россия с Востоком (Западом) недостаточно быстро. И, значит, надо этот процесс ускорить. Пациент предлагает выпустить десяток ракет по европейским (азиатским) столицам. Это направление можно назвать "радикальным сателлитизмом".
Правда, до такого извращенчества не все дорастают. Многие затормаживают на уровне "введём монархию" или "установим фашистскую диктатуру". В этом случае болезнь можно лечить, так как очевидно, что механизмы рационального мышления у пациента сохранились, хотя и сильно "загрязнены". Такое направление можно назвать "радикальным консерватизмом".
Но бывает, что пациент, в силу социального положения и культурного окружения, начинает искать "золотой век" в нашем недавнем прошлом. Не понимая, что полное восстановление систем ушедших веков невозможно (и не нужно), он начинает пропагандировать возврат туда любой ценой. Как это называется? Это, граждане, называется "фундаментализм".
Понятно, естественным его следствием оказывается терроризм. И реальный, и интеллектуальный (в прессе). С которым я сталкиваюсь уже целых десять лет. Надо сказать, террористы часто вполне себе преуспевают. Примеры приводить не буду.
Итак, что же такое нынешняя русофобия? Это банальнейшая воля к смерти. Сознание пациента не может воспринять жизнь во всей её полноте, ему хочется изменить мир в соответствии со своими схемами и, в конечном счёте – уничтожить. Потому что уже на первом ходу оказывается, что изменить мир силами одного человека невозможно. А вот уничтожить – вполне. Для этого достаточно умереть.
К этому, собственно говоря, и стремятся наши подопечные. И никакой политической идеи за ними не стоит.
При любимом многими из них Брежневе они точно так же требовали бы "немедленно что-то делать", "остановить спаивание советского народа", изучали бы труды Мао и требовали немедленно вернуться к чистому Ленину или вернуть царя-наследника не советский престол.
В этом смысле ровным счётом ничего не изменилось. Се ля ви.
Наша история, к сожалению, никого ничему не учит. А жаль.



(Read comments) - (Post a new comment)


[info]militarev
2004-04-15 05:48 am UTC (link) Track This
Спасибо.

(Reply to this)(Parent)


(Read comments) - (Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]