Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2003-04-22 12:13:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Алкомемуар-1, или Почему Сова боролась с Алкоголем
Аннотация: рассуждения бывшего рабочего-каменщика на тему, почему в СССР боролись с алкоголизмом. Попытка экстраполяции личного опыта на всю советскую экономическую систему. А также своего рода аллюзия-комментарий к статье "Восстание клерков".



"У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает!" (В.Высоцкий)

Как я уже говорил когда-то, в 1984-85 гг. я был подсобным рабочим, а потом каменщиком (2 разряда) на стройке. То, что я тогда видел, до сих пор дает мне обильную пищу для размышлений. Я был совсем молодой, наблюдательный, любил фиксировать интересные факты. Так вот...
На днях я вдруг подумал: а ведь в СССР постоянно боролись с алкоголизмом. В журналах печатали карикатуры, всюду развешивали плакаты типа "Пьянству-бой!", на видных местах помещали фотографии завсегдатаев вытрезвителя. Вообще, считалось, что наша страна спивается. По рукам ходил полуподпольный "антиалкогольный доклад" академика Углова, где расписывались ужасы пьяной России и утверждалось, что это диверсия Запада, Жыдов и Масонов. Алкогольная тематика вообще была очень популярна.
Тем не менее, вспоминая свою "рабочую биографию", я вдруг понял, что мое пролетарское окружение пило, по нынешним меркам, умеренно. Нет, конечно, тут были свои "алконавты", но их процент был незначителен, и их откровенно презирали.
Как и что пил советский рабочий? Статистики у меня нет, но наблюдал я следующее.
Во-первых, пили пиво. Делалось это в обед, причем по прозаической причине - к вечеру пива было не достать. С утра его завозили в "стеклянный" магазин недалеко от стройки, и я, как подсобник, за ним ездил на велосипеде. Покупалось 5-6 бутылок, то есть на каждого рабочего из бригады по одной (!). Я тогда пиво не пил в принципе, считая его мочой и гадостью. Бутылка пива, если не ошибаюсь, стоила около 50 копеек (к сожалению, точная цифра в башке не отложилась). При этом купить его удавалось далеко не каждый день. Зимой, кстати, рабочие в обед пиво не пили - могли принять 50 г водки, но это случалось редко.
Во-вторых, пили водку. Случалось это по пятницам, а также в дни получки и аванса. В распитии водки я иногда участвовал, поэтому могу говорить об этом более квалифицированно. Пресловутую по 3,62 я не застал. Рабочие покупали "андроповку" по 4,70. Естественно, бутылка покупалась на троих. Скидывались по 1 р. 70 коп., получалось 5,10, на сдачу покупалась закуска (обычно - плавленые сырки). Выпить водку в советском городе - это было целое искусство. Надо было найти укромный уголок, так как менты выпивох гоняли и штрафовали. Распитие в подъездах тоже было опасным мероприятием - жильцы могли и волкодава спустить. Поэтому обычно народ шел к железнодорожной насыпи и вообще в наиболее неудобные для милицейских рейдов места. Там бутылка вскрывалась, быстро разливалась по специально принесенным кем-нибудь граненым стаканам (никаких одноразовых еще не было), стремительно проглатывалась, заедалась сырком... Затем бутылка летела куда-нибудь далеко, и тройка выпивох еще минут 15-20 сидела с целью немного потрепаться. Потом шли домой. Никогда не "добавляли".
Самое удивительное, что такое количество водки (около 165 г на нос, условно говоря) производило на организм совершенно убойное впечатление. То есть и я, и вполне здоровые 25-30-летние мужики шли домой пошатываясь и в состоянии полной эйфории. Налей мне сейчас 165 г - да мне это на один понюх. А тогда такая операция, как "боттл на троих", считалась признаком жуткого пьянства. "Сообразили на троих" - это был знак уже почти что алкоголика...
В-третьих, пили портвейн, но это было присуще скорее старшему поколению или откровенным алкашам, поэтому этот вопрос я не рассматриваю.
Теперь прикинем, сколько же и на какую сумму выпивал в месяц средний советский пролетарий-не-алкаш.
Итак, в месяце четыре (или пять) пятниц и две выплаты денег. По максимуму - семь поводов выпить вне праздников. Праздники мы не считаем, так как их пролетарий проводил с семьей, любовницей и т.п. - вне виртуальных компаний собутыльников. 7 х 165 = 1155 г. водки в месяц. Или 2 бутылки и 155 г. Или, в деньгах - 11 р. 90 коп. в месяц. Прибавим сюда бутылок 10 пива в месяц, то есть еще рублей 5. Пусть даже больше. Короче, рабочий тратил на выпивку около 20 рублей ежемесячно.
При этом зарплата его составляла от 250 и выше (я, подсобник, получал от 120 до 180 с премией). Иными словами, пролетарий тратил на "питие" менее 8% ежемесячного дохода. Заметим, что его "жуткое пьянство" никакого особого ущерба производству не наносило. По крайней мере, я ничего подобного не замечал. Посидели, утром протрезвели - и все путём. В сущности, полня фигня.
Из-за чего же тогда весь шум? Я вижу для этого только две основных причины. Первая - чисто бытовая. 20 рублей в месяц - это были приличные деньги, которые можно было бы потратить на что-нибудь еще. 240 рублей в год, почти целая зарплата за месяц пропивалась в год! Естественно, семьи пьющих пролетариев были недовольны. Рубль-то был как бы "крепкий". Но с государственной точки зрения выходило, что рабочий получал определенную разрядку, а целую зарплату за месяц каждый год отдавал в бюджет. В этом смысле такое "пьянство" было выгодно Страшной Сове, и она должна была его поощрять (хоть и держать в некоторых рамках).
Вторая причина мне кажется более существенной. Вскоре, оказавшись в иной, более интеллектуальной, что ли, среде, я выяснил, что здесь пьют сильно больше и чаще. "Кухонные посиделки" не обходились без алкоголя, а случались они чуть не каждый день. Вузовская интеллигенция и бюрократы нижне-среднего звена постоянно "закладывали за воротник" на работе (известная поговорка тех времен "в этом деле без поллитра не разберешься" принадлежала ведь бюрократической среде). Посмотрите советские фильмы начала 80-х - там часто встречаются эпизоды, как "на службе" разливают коньяк или водку.
Мне кажется, советские вожди чувствовали, что именно пьянство в интеллектуальной среде наиболее опасно для страны. Оно поражало систему управления, нервные узлы государства. Отсюда и последовавшая антиалкогольная кампания. "Пьющее начальство" показывало пример низам, и они тоже начинали жрать больше положенного. Круг замыкался...
Что же происходило, на самом деле-то? А то, что "образованный класс" имел больше свободного времени (часто выигрывал и в деньгах по сравнению с "гегемонами"). Но не знал, на что это время потратить. Его "духовные запросы" не удовлетворялись. Никаких особых идеалов Сова ему не предложила - считалось, что надо сохранять стабильность. И на фоне этой стабильности бюрократия и интеллигенция пустились во все тяжкие.
При этом большинство интеллигентов искренне считало, что "народ" пьёт существенно больше, чем они. Этим и оправдывало собственный алкоголизм. Ссылалось на Венедикта Ерофеева (интеллигента!), на Евгения Попова с "Весельем Руси" (тоже интеллигента!).
Поэтому советские вожди и боролись с алкоголизмом. Они понимали, что уровень исполнения решений становится всё хуже, что ситуация выходит из-под контроля, в том числе, и из-за беспробудного пьянства "интеллектуальной элиты". Нужна была какая-то мобилизационная программа. Власть её не предложила. Выиграли те, кто предложил её некое подобие - т.н. "демократические левые силы". Поэтому интеллектуалы в тот момент бросились за ней.
Теперь - социологический портрет.
Таким образом, типичный советский "алкоголик" образца 1985 г. это:
1. Человек с высшим или незаконченным высшим образованием.
2. Работник невоенного НИИ, вуза, техникума, крупного промышленного предприятия или органа местного управления.
3. В возрасте от 30 до 45 лет.
4. В большинстве случаев - член партии
То есть к "пьяным пролетариям", которых рисовали на плакатах, он не имеет никакого отношения. Соввласть боролась с мифом, желая бороться именно с социальной болезнью.

ЗЫ. Самое смешное, что эта ситуация в целом сохраняется и сегодня. "Гегемон", который, по интеллигентским мифическим представлениям, "пьёт по-чёрному", на самом деле пьёт существенно меньше (хотя процент алкашей в этой среде, конечно, заметно вырос) интеллектуалов. Более того, пролетарии всё чаще переходят на пиво (хоть и пьют его в гомерических объёмах). Здесь нет ничего удивительного. Рабочий обычно имеет только одну работу. Он вынужден экономить и беречь квалификацию. Интеллектуал обычно сотрудничает во многих местах, деньги у него текут меж пальцев, и он зачастую тратит на выпивку до 25% своих доходов.
Итак, РФ, как и СССР - страна пьяно-похмельной элиты и относительно трезвых "низов". Вопрос о том, кто выживет в конечном счёте, в настоящее время, по-моему, не стоит.
Выживут люди средней квалификации, со средними доходами и остатками советской (или религиозной) морали. Всё остальное здесь будет выжжено парами этанола.
Двустишие Высоцкого, вынесенное в эпиграф, оказывается, таким образом, лозунгом этой выживающей популяции. Денег на водку не хватает: "это даже хорошо, что пока нам плохо".


(Post a new comment)


[info]e_dikiy
2003-04-22 01:41 am UTC (link) Track This
Две неточности - и неслабых.

Первая. И в прошлом, и в настоящем - ни слова о сельском населении. А там с алкоголем - всю дорогу хорошо было.

Второе - скорее о настоящем. Я лет 10 назад. по долгу службы, работал с трестом МСМ-5 (м. Беговая). Рядом - ДСК (завод ЖБИ) (чтоб Вам по профессии). Так вот, к концу рабочего дня уже в сторону метро тянется изрядная цепь весьма нетрезвых персон - причем скорее не ИТК.

И у метро весьма многие активно продолжали банкет - благо, палаток полно. Классический "пьяный угол" - на каковых, знаете ли, не только Элита бухает...

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2003-04-22 02:05 am UTC (link) Track This
По первому пункту принимаю критику полностью, но положение в селе я всегда знал хуже.
Насчет второго. 10 лет назад - это 1993 г., т.е. совершенно особый случай (палатки, хихи...). Не катит. Тут нужно отдельное эссе.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]e_dikiy
2003-04-22 03:36 am UTC (link) Track This
По первому - ну, на кратошке-то Вы наверняка хоть раз были! Вполне адекватный опыт.

По второму - ну, у метро (близ промобъектов) к концу рабочего дня и щас не хуже. Только молодежи много больше, пожалуй.

(Reply to this)(Parent)

Мелкие замечания
[info]pioneer_lj
2003-04-22 02:20 am UTC (link) Track This
> Я тогда пиво не пил в принципе, считая его мочой и гадостью

Советское пиво в массе и было мочой и гадостью.

> ...пролетарское окружение пило, по нынешним меркам, умеренно

Мне кажется, тогда пили безогляднее. Гражданину можно было и на улице валяться. По пятницам валялись... А теперь это верная смерть.
Ныне алклголизм профессионализовался. Алкоголизм преимущественно специализация отдельного социального слоя (верно и обратное: алкоголик имеет хорошие шансы угодить в этот слой).

А так я с вами скорее соглашусь. Скотским образом пили начальство и интеллигенция, а третировали за пьянство пролетариев. Пролетарии тоже пили немало, но начинать борьбу с алкоголизмом явно следовало не с них. Тем более в Пролетарском Государстве. Парадокс.

(Reply to this)(Thread)

Re: Мелкие замечания
[info]udod99
2003-04-22 03:02 am UTC (link) Track This
А я-то всё удивляюсь, что на улицах почти не валяются пьяные, как тогда...
Только теперь дошло - им особо и поваляться не дают. Сразу в околоток.
Прогресс...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мелкие замечания
[info]pioneer_lj
2003-04-22 03:10 am UTC (link) Track This
В околоток? Это если сильно повезет. Ограбят и убьют. Ну изувечат. Теперь на улицах строго. (Впрочем, и в околотке могут того...)

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мелкие замечания
[info]udod99
2003-04-22 03:12 am UTC (link) Track This
Нет, я думаю, мент добычу не уступит. Сам прошлым летом пострадал таким образом. Причём даже напиться не успел, как повязали.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Мелкие замечания
[info]pioneer_lj
2003-04-22 03:35 am UTC (link) Track This
Так вы-то, помню, еще не валялись.

Нет, теперь сильно пьяный на улице - самоубийца.

(Reply to this)(Parent)

Re: Мелкие замечания
[info]piligrim
2003-04-26 06:03 am UTC (link) Track This
Ментов ещё уговорить нужно, чтоб пьяного в околоток забрали - связываться не хотят.

(Reply to this)(Parent)

М.М.
(Anonymous)
2003-04-22 03:05 am UTC (link) Track This
Уточнил у своего сотрудника (бывшего литейщика). Все верно, размер пъянства пролетария и ИТР он оценивает также как автор статьи.
Михаил.

(Reply to this)


[info]sasha_nova
2003-04-22 02:56 pm UTC (link) Track This
а где статья про восстание клерков?

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2003-04-22 10:12 pm UTC (link) Track This
http://udod.traditio.ru/revolt.html

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sasha_nova
2003-04-22 11:09 pm UTC (link) Track This
а я думала вы о том, когда выйдут клерки из офисов и начнут всех пиздеть и ломать кредитные карты об колено. я думаю, это как раз между третьей и четвертой будет. и если пройдет успешно, то четвертой мировой не понадобится

(Reply to this)(Parent)


[info]piligrim
2003-04-26 06:04 am UTC (link) Track This
"Прибавим сюда бутылок 10 пива в месяц..."
Почему одна бутылка в три дня? Что-то мало похоже на правду...

(Reply to this)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]