Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2003-03-06 17:39:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Поэтика москаля
Мне уже доводилось писать о Багрицком в "Удоде" (ссылку не даю, так как журнал временно подох). На мой взгляд, Эдик Багрицкий никакого отношения не имеет ни к "жуткому еврейству", ни к "коммунизму", хотя обе темы у него имели место быть, как дань эпохе. Это, скорее, такой имперский поэт в условиях советского режима, на самом деле - помесь Проханова с Куняевым (хоть и неизмеримо более талантливая, чем они оба вместе взятые).
Здесь я привожу стихотворение, которого на Сети нет, однако мне оно очень нравится. Это, уважаемые, просто НЕЧТО.
Судьба этих стихов сложна. Они в разное время носили разные названия, пока советская цензура не обозвала их коротким словом "Ленинград". И правильно сделала - такой заголовок придаёт стихам особенно мрачную зловещесть, поскольку в стихах ни про какой такой "ленинград" нет ни слова.
Вообще, это сильно. Такой глубоко иррациональный пафос.
"Хорошо, люблю..." (с) Ремизов



ЛЕНИНГРАД

Что это - выстрел или гром,
Резня, попойка иль работа,
Что под походным сапогом
Дрожат чухонские болота?
За клином клин,
К доске - доска.
Смола и вар. Крепите сваи,
Чтоб не вскарабкалась река,
Остервенелая и злая...
Зубастой щекочи пилой,
Доску строгай рубанком чище.
Удар и песня...
Над водой -
Гляди - восходит городище...
Кусает щеки мерзлый пух,
Но смотрят, как идет работа,
На лоб надвинутый треух
И плащ, зеленый, как болото...
Скуластый царь глядит вперед,
Сычом горбясь...
А под ногою
Болото финское цветет
Дремучим тифом и цингою...
Ну что ж, скрипит холопья кость,
Холопья плоть гниет и тлеет...
Но полыхает плащ - и трость
По спинам и по выям реет...
Стропила - к тучам,
Сваи - в гать,
Плотину настилайте прямо,
Чтоб мог уверенней стоять
Царь краснолицый и упрямый...
О город пота и цинги!
Сквозь грохот волн и крик оленей
Не слышатся ль тебе шаги,
Покашливанье страшной тени?..
Болотной ночью на углах
Маячат огоньков дозоры,
Дворцами встал промерзший прах,
И тиной зацвели соборы...
И тягостный булыжник лег
В сырую гать
И в мох постылый,
Чтобы не вышла из берлог
Погибшая холопья сила;
Чтоб из-под свай,
Из тьмы сырой
Холопья крепь не встала сразу,
Тот - со свороченной скулой,
Тот - без руки, а тот - без глаза.
И куча свалена камней
Оледенелою преградой...
Говядиною для червей,
Строители, лежать вам надо.
Но воля в мертвецах жила,
Сухое сердце в ребрах билось,
И кровь, что по земле текла,
В тайник подземный просочилась.
Вошла в глазницы черепов,
Их напоив живой водою,
Сухие кости позвонков
Стянула бечевой тугою,
И остовы, в пластах земли,
Исполнившись гудящей дрожи,
Горячим мясом обросли
И новой обтянулись кожей.
И финская разверзлась гать,
И дрогнула земля от гула,
Когда мужичья встала рать
И прах болотный отряхнула...

1922




(Post a new comment)


[info]pioneer_lj
2003-03-06 08:08 am UTC (link) Track This
Вы еще скажите, что Проханов-Куняев не имеют отношения ни к "еврейству", ни к "коммунизму".

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2003-03-06 08:29 am UTC (link) Track This
А, ну да, конечно имеют...
Я в другом смысле.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pioneer_lj
2003-03-07 12:51 am UTC (link) Track This
Статью ту вашу помню.
Так думаю, что вы горячитесь насчет того, что Багрицкий не имел отношения к еврейству. Пожалуй, вы правы, что не с "еврейства" Багрицкого надо начинать. Но все-таки "иудейская гордость пела".
Соглашусь, что Багрицкий подражал имперской романтике Гумилева. Но лишь романтике, а не благородству. Нет?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]udod99
2003-03-07 01:13 am UTC (link) Track This
Не благородству, конечно... Это да.
А история с "гордостью" такова: ведь ЭБ просто глумится. Мол, дорого я дал бы за то, чтобы мой прадед-мудак, который отращивал пейсы и молился, посмотрел, как я, эмансипированный, мочу всяких гоев, и мне для этого совсем не нужен Талмуд.
В принципе, ЭБ - еврейский антисемит. Типаж, наподобие Маркса. "Еврейские скисающие сливки...". "Чеснок и тараканов я отверг..."

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]pioneer_lj
2003-03-07 01:49 am UTC (link) Track This
Гаскала, говорите.
Этот еврейский "антисемитизм" особенного свойства. К ассимиляции евреев не привел. Нигде. В том числе и в совдепии. Папы о еврействе "забыли", а дети вспомнили. И вспомнили, кстати, пробившись наверх, закрепившись в элите.

(Конкретное ваше объяснение "пения иудейской гордости" Багрицкого мне кажется искусственным. Хотя вообще верным.)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]udod99
2003-03-07 04:22 am UTC (link) Track This
Папы о еврействе "забыли", а дети вспомнили.

Ну ... это ... того ... волны в развитии нации. Хе-хе.
Бывает.

(Reply to this)(Parent)

Позвольте не согласиться.
(Anonymous)
2003-03-06 10:36 am UTC (link) Track This
Проханов абсолютно гениален. Но только в качестве иронического эпигона Американской левацкой прозы образца эдак года 1969-го.

Т.е. Полет над гнездом кукушки закусывая кислотным кайфом, пережеванный Набоков, вся вот эта бодяга.

И, конечно, нет у него никакой "имперскости" и тем паче "советскости". Такой вот российский Ноам Хомпски, только более с психоделическим неким уклоном.

И не удивительно, что Проханов сейчас пользуется таким спросом; на самом деле, Проханов более буржуазный и "западный" персонаж, чем Сорокин, Пелевин и Хакамада вместе взятые.




(Reply to this)(Thread)

Re: Позвольте не согласиться.
(Anonymous)
2004-03-29 02:31 am UTC (link) Track This
Именно так. "Проханов-Хомский" -- совершенно необходимый элемент "общества тотального зрелища". Поэтому-то и "Ги Дебор -- мертв", а Проха и сейчас живее всех живых. (Чего, впрочем, ему и далее желаем). ПКГЦЛ.

(Reply to this)(Parent)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]