Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2008-06-05 23:44:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Артефакты
Очень неплохая подборка фотографий Москвы второй половины 60-х гг.

Вот странно. У нас дома было полно таких фотографий и даже цветные слайды о Москве 1967 г. Но уже в 1976-78 гг. я это воспринимал, как свидетельства какой-то другой эпохи, совсем не такой, как у нас. В 70-е что-то категорически изменилось в русской жизни. Так сказать, экзистенциально.

А вот что - до сих пор толком не пойму.


(Post a new comment)


[info]gpr63
2008-06-05 07:55 pm UTC (link) Track This
хорошие фото - без пафоса. бочонок с пивом особенно удался.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-06-05 08:03 pm UTC (link) Track This
Дедушка в шляпе там хорош...

(Reply to this)(Parent)


[info]piligrim
2008-06-05 07:58 pm UTC (link) Track This
Подросло новое поколение - исчез страх. По-моему, так.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-06-05 08:03 pm UTC (link) Track This
а в 60-е был страх?

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]piligrim
2008-06-05 08:09 pm UTC (link) Track This
Конечно. Ещё какой! У более старшего поколения.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]udod99
2008-06-05 08:10 pm UTC (link) Track This
Верю, сам не застал, в принципе.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]piligrim
2008-06-05 08:53 pm UTC (link) Track This
Я осознанно застал только вторую половину 60-х. И даже как-то об этом писал:

"Где-то уже в первой половине 70-х, ковыряясь дома в старых бумагах, я нашел один любопытный документ. Моё внимание привлекла непривычная печать с двухголовым орлом, а уж потом каллиграфический старый почерк, «с нажимом». Это была подорожная, выданная моему деду в 1914 году, с фронта в отпуск, данный «за особые заслуги и отвагу». Так я узнал, что один из моих дедов был подполковником царской армии. Я помню этот свой шок. Дождавшись, когда мать вернётся с работы, я стал приставать к ней с просьбами рассказать о деде и вообще о родственниках. Она сослалась на занятость и обещала «как-нибудь, в другой раз». Другого раза уже не наступило – через неделю она, в ответ на очередную просьбу, удивленно посмотрела на меня и спросила: «Какая бумага? Я ничего не знаю».
Когда она уже умирала в 1988-ом, я её спросил, что произошло и почему она именно так поступила тогда? В ответ услышал:
- Ты был комсомольцем, ты заканчивал школу. Я боялась, что тебе это может навредить – выгонят из комсомола и ты уже никуда не сможешь поступить учиться. Бумагу я тогда сразу же спустила в унитаз.
Вот тогда я подумал: Что же довелось пережить этим поколениям, что страх в них сидел так глубоко? Какую же жизнь они прожили? Кого за это благодарить?"

(Reply to this)(Parent)(Thread)

У меня такая же была бабушка
[info]cheloveker
2008-06-06 08:01 am UTC (link) Track This
но там все просто объяснимо: дед был главным инженером военного завода и его убили в 1937. С тех пор она боялась, но боялась она не только в совковое время, но и в перестройку, и после, до самой смерти.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: У меня такая же была бабушка
[info]piligrim
2008-06-06 08:13 am UTC (link) Track This
Так я о том и пишу, что страх был в людях поколений, переживших это время.

(Reply to this)(Parent)


[info]gpr63
2008-06-06 06:16 am UTC (link) Track This
в 60-е? весной этого года умерла моя последняя бабушка. незадолго до смерти призналась, что у прадеда была мельница и по этой причине бежали из деревни от раскулачивания, бросив к чертям и дом, и эту мельницу. лишь бы не тронули. никто в семье не знал до сих пор :)

(Reply to this)(Parent)


[info]kroopkin
2008-06-05 08:19 pm UTC (link) Track This
Боги умерли...

Поколение Брежнева было последним, для которого слова "благо народа" еще что-то значило... С их одряхлением коммунистическая идея дала дуба...

(Reply to this)


[info]brother2
2008-06-05 08:21 pm UTC (link) Track This
Интересно, что хрущёвки (хотя может это и совсем поздние сталинки, которые без излишнего архитектурного пафоса зато с бетонными перекрытиями) присутствуют только на одной фотографии.

Мне кажется отгадка вот в чём: до 50х годов крестьяне в городе вынужденно урбанизировались, читай вестернезировались- ибо не было своей дач (клочка земли), жили в комуналках вперемешку со старыми городскими (читай не могли разводить по полной программе деревенскую эстетику), плюс доходы были, но не ахти всё таки, дамногое могли себе позволить, но меньше чем в 70е с их нефтеподпиткой, поэтому и расходы были специфические (плата за образование, кстати). А потом очень многие получили хрущёки (читай русская кресьянская изба в многоквартирном доме), обзавелись дачами, машинами (гужевой скотиной с хлевом-гаражом), стали разводить в квартирах уёбищную эстетику (стенка, ковры, люстра, чуть погодя добавились иконы), короче стали воспроизводить в городе деревенский стильи деревенские отношения. Поэтому и на фотках 70х советские горожане так похожи на парижан, берлинцев и т.д., а вот в 70е - какие-то совсем другие лица.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-06-06 03:02 pm UTC (link) Track This
очень похоже на правду... Вообще, 70-е гг. - это какая-то победа "внутреннего востока". Я в Турции себя ловил на похожести их нынешних пейзажей на наши образца 1979 г.

(Reply to this)(Parent)


[info]ddanilov
2008-06-05 08:39 pm UTC (link) Track This
На некоторых фотографиях присутствует автобус ЛиАЗ-677, который вышел на линии только в середине 70-х и эксплуатировался в Москве до середины 2000-х. Так что это не только 60-е.

(Reply to this)

кажется изменилось отношение к жизни
[info]cheloveker
2008-06-06 07:48 am UTC (link) Track This
в 60-е по-моему, судя по рассказам родителей и т.п., люди на что-то надеялись, в 70-х помню постоянную свинцовую безнадегу.

(Reply to this)


(Anonymous)
2008-06-06 09:59 am UTC (link) Track This
Ты, ВГС, смешиваешь две проблемы. Одна, визуальная, связана с фотоографиями и решается достаточно просто -- на картинках слишком мало автомобилей и их типаж откровенно "шестидесятнический". В семидесятые все стало по-другому. (Кстати, наблюдение -- именно автомобильная "толпа" в наибольшей степени задает "временной тон" городским фото). Вторая же проблема действительно экзистенциальная. Вспомни хотя бы книжку Вайля и Гениса. При всех ее "спорностях" там есть очень точные наблюдения. Так вот, одно из них такое -- в шестидесятые мы (то есть, "совецкия") подсознательно надеялись, что такие же, как и все остальное человечество. А в семидесятые нам окончательно показали (и наша "любимая партия", и "великий Запад"), что это не так. Общественное бессознательное неизбежно оставляет свой отпечаток на столь безличных документах, как пейзажные фотографии. Психология семидесятых -- это вновь психология позднего О. Бендера, знающего, что "заграница -- это только миф о загробной жизни", и ничего, кроме СССР в реальности не существует. ПКГЦЛ.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-06-06 03:01 pm UTC (link) Track This
я ниже написал про транспорт - посмотри...

(Reply to this)(Parent)

Казенно-парадные открытки.
[info]sgustchalost
2008-06-06 11:02 am UTC (link) Track This
По 2-3 коп штука, 20 коп набор продавались. Покупали только школы для "подарков" детям по случаю.

Из примет времени - только бублики и дурацкий зонтик (пррелесть) на 1 снимке, и сандалетки на мальчишке где-то в середине. Ну, еще уличные стенды с газетами.

... Присоединюсь к свино-человекеру: Надежда ушла где-то в 69-70 гг, и наступил вечный БАМ, от которого уже ничего хорошего не ждали...

Кстати, можно и по содержанию лит. журналов и по изданному худ.литу проследить - как всё СЕРЕЛО.

(Reply to this)(Thread)

Re: Казенно-парадные открытки.
[info]udod99
2008-06-06 03:00 pm UTC (link) Track This
Насчёт журналов мы как-то уже обсуждали.
Я бы не сказал, что открытки парадно-казённые - во всяком случае, бывало и показённее. Те же диапозитивы к 50-летию "октября", которые у меня до сих пор где-то валяются, намного параднее, хотя и там есть интересные моменты.
Меня больше всего удивляла резкая перемена стиля общественного транспорта. Буквально в 1969-70 гг. школьники ещё могли кататься на автобусной "колбасе". Я пошёл в школу в 1975-м, и для нас "колбаса" была на уровне легенд и мифов древней Греции. А ведь прошло всего пять лет!
И "пионерское движение" - я ещё застал людей, не сильно меня старше, которые помнили "походы, костры, песни" и т.п. У нас же была только тупая казёнщина.
Другая эпоха, абсолютно другая...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Странно, а я "колбасы" не помню.
[info]sgustchalost
2008-06-06 03:51 pm UTC (link) Track This
Хотя с 1960 на общ.транспорте.

Где-то на границе 71-72 гг. "старотипные" автобусы, отчасти троллейбусы, в меньшей степени трамваи, массово заменились на "новые типы", которые еще до 2000 г. бегали.

"Походов" не помню. Школьный КВН, если только. Нас маршировкой дрючили. Наша школа, хоть и из рабочего района, входила в пул "счастливой пионерии", которая 2-3 раза в год по Красной площади шустрила. Раз я даже членам политбюро на мавзолее должен был цветочки вручать, как лучший ученик и очаровашка. В последний момент на сына завуча заменили. А у членов за парапетом коробки конфет лежали, отдариваться.

А на 50-летие мы на торж заседании во Дворце съездов слава-слава-слава орали. С сентября дрессировали. Но и интересно было - у нас отстойник чуть ли не в Георгиевком зале кремля был, роскошь всякая. Опять же спецодежда бесплатно, многие ценили. Опять же меня, очаровашку, какие-то австралийские комуняки из строя выдернули и австр. марками задарили, редкими у нас.

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: Странно, а я "колбасы" не помню.
[info]udod99
2008-06-06 03:53 pm UTC (link) Track This
Гы, а я знал людей, которые на этой самой "колбасе" катались... В Москве. В конце 60-х...

(Reply to this)(Parent)(Thread)

С другова раёна, знать
[info]sgustchalost
2008-06-06 03:58 pm UTC (link) Track This
в центре? типа марьиной рощи?

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: С другова раёна, знать
[info]udod99
2008-06-06 03:59 pm UTC (link) Track This
Чистые пруды

(Reply to this)(Parent)(Thread)

Re: С другова раёна, знать
[info]sgustchalost
2008-06-06 04:06 pm UTC (link) Track This
Да, в центре старье почему-то дольше сохранялось. Меньше нагрузка на общ. транспорт была, что ли? А у нас каак все поедут на смену в Серп и Молот...

(Reply to this)(Parent)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]