Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2008-06-03 22:50:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Философский жаргон
Вот есть такие термины, присущие философам, которые они совершенно спокойно употребляют, как представители других профессий разные там "компАсы", "дОбычи" и "шамоты". Меня эти самые термины со студенческих лет раздражают. Уж очень они нелепые, натурально философский жаргон, наподобие воровского.
Вот, к примеру, три из них.

СТАНОВЛЕНИЕ. На самом деле, как я понимаю, имеется в виду всего лишь поступательное развитие.В узком смысле и в узком кругу это было бы приемлемо. Но когда два философа спорят, употребляя фразы вроде "а вот эта вещь - она становящаяся или не становящаяся?", очень хочется обоим надавать по шее.

СНЯТИЕ. На самом деле - преодоление. Вообще, "снятие" вызывает какие-то кулинарно-бюрократические ассоциации (снимают сливки или функционеров с поста), так что в мышление лезет нечто кухонное. Злит меня этот термин. Очень даже.

САМОСТЬ. За употребление этого вообще хочется философа выпороть. Особенно того, который рассуждает на уровне "самость и индивиуальность суть совершенно разные вещи". Объяснить разницу, однако, не получается. Кстати, знал я одного философа с дипломом какого-то северокавказского университета, который и вовсе употреблял в данном случае термин "самбизм". Уважаемый человек был, кстати.

Ещё дико раздражает, когда беседу людей в количестве более двух называют "полилог". Потому что "полилог" - это по-гречески "болтун".


(Post a new comment)


[info]yulka
2008-06-03 07:06 pm UTC (link) Track This
меня всегда от "самости" выворачивало просто. извращение какое-то, а не слово.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-06-03 07:25 pm UTC (link) Track This
вот! вот!

(Reply to this)(Parent)


[info]y_d_dargye
2008-06-03 07:23 pm UTC (link) Track This
В буддийской философии "самость" и "индивидуальность" различаются.
Например, личность=поток сознания отдельного человека лишена самости=независимой, постоянной, единичной сущности, в то же время сохраняет свою "индивидуальность" - то есть это отдельный поток причиной связанных явлений (сознания).
Поэтому, например, Будды индивидуальны, но лишены самости.
Ьакже и вещи - они пусты,без-самостны, поскольку анализ обнаруживает только части, которые в свою очередь также состоят(завият) от частей,
тем не менее реальная (=конкретная, единичная вещь) выполняет свои фнкции=воспринимается и т.д., то есть "индивидуальна".

В.В.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-06-03 07:24 pm UTC (link) Track This
всё равно слово какое-то кривое, можно и получше придумать...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sych_mohnonog
2008-06-04 10:46 am UTC (link) Track This
А мне нравится. А то ведь могут, как щас принято, просто какое-нибудь "сэлф" позаимствовать...

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sych_mohnonog
2008-06-04 10:47 am UTC (link) Track This
(Да, конечно же, кроме "полилога".)

(Reply to this)(Parent)


[info]apolitician
2008-06-03 11:03 pm UTC (link) Track This
С третьим согласен, а первые два вполне имеют право на существование и по содержанию не сводятся к тому, что вы написали. Есть термины, еще более трудные для понимания, но мне сейчас не вспомнить. (давно это было.)

(Reply to this)


[info]semen_serpent
2008-06-04 01:40 am UTC (link) Track This
Становление - перевод с древнегреческого, самость и снятие - с немецкого. Не поручусь за всю немецкую филоссофию, но у Гегеля снятие и преодоление различаются.
Насчет полилога полностью согласен, это невыносимо.

(Reply to this)


[info]cornelius_s
2008-06-04 07:24 am UTC (link) Track This
Когда-то давно на физфаке МГУ читал философию гражданин, известный идеологическими разногласиями со всей остальной кафедрой: он мужественно отстаивал точку зрения, что слова "видимость" и "кажимость" в работах В.И.Ленина суть совершенно разные вещи - за что и претерпел.

(Reply to this)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]