Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2008-04-21 21:59:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Типа анонс
СЫР!
«Социокультурные итоги» путинского восьмилетия

Я почти не буду писать здесь о политике. Её, в общем, и нет – есть какие-то решения, которые принимает какая-то никому неведомая и почти невидимая элита. Меня это совершенно не интересует. Моя тема – изменения в общественном сознании, в социальном пейзаже, в культуре, в ментальности, вообще в жизни России, произошедшие за эти восемь лет. Я считаю произошедшие сдвиги, может, и не эпохальными, но достаточно мощными, чтобы сделать их предметом маленького социокультурного наброска.

I.
В отличие от многих, мне довольно просто подвести итоги президентства Путина. Потому что я вообще от него ничего не ждал. Я не ждал даже самого этого президентства. Ещё осенью 1999 г. мне казалось, что Ельцин будет «пасти народы» как минимум лет 50, переживёт всех нас и бодро придёт напоследок плюнуть на наши могилы. Потому что его не брало ничего, даже дефолт не своротил.

Вышло, однако, по-другому, более реалистично…

31 декабря 1999 г. я ехал в машине по каким-то делам, и тут мне по мобильнику позвонил сослуживец и приятель, который прямо-таки завопил: «Сенсация! Ельцин отрёкся от престола!». Накануне вечером мы с этим сослуживцем-приятелем допоздна просидели в баре «Prie Parlamento» (дело было в Вильнюсе), в связи с чем я позволил себе ему не поверить и в мягкой форме предложил немедленно пойти опохмелиться, тем более что до конца рабочего дня оставалось меньше часа. Тот, конечно, дико обиделся… Я ещё добавил, что прежде все раки нашей планеты заберутся на Эверест и засвистят оттуда соловьиным хором, нежели Борис Николаевич совершит такую оплошность, как добровольное отречение.

Он, однако, оказался прав. Вскоре, дома, я уже мог наблюдать по телевизору печально-пьяную тушку Гаранта, которая сообщала о своей отставке, досорочных выборах и временной передаче власти премьеру Путину. Это было истинное чудо постсоветской России, и я даже предположил, что имеет место такой, как сказали бы нынешние турки, «постмодернистский переворот». То есть одна группировка («чекисты») устранила от власти другую («менеджеров-компрадоров»), только и всего. Хорошо это или плохо, было непонятно. Вдобавок Путин позиционировался как «преемник», то есть продолжатель славного дела Ельцина.

Иными словами, феодально-номенклатурный правящий класс просто менял главного приказчика, причём не вполне ясно, с какой целью. Об этом стоило подумать.

Чего можно было ждать от «преемничества», если смотреть глазами среднего российского обывателя? Да ничего. Продолжения всё той же БЭЖ - Большой Экономической Живодёрни (чтобы выжить – 14-16 часов работы в день, сотрудничество в 4-5 местах, в общем, сплошной «нон-стоп» с перерывами на короткий сон), только и всего. Просто, видимо, Ельцин (да и его окружение) своими выходками уже достал «верхи», и ему на смену выдвигали более предсказуемый слой политических управленцев – так называемых «силовиков». Следовательно, БЭЖ должна была принять более организованные и рациональные очертания. Это, мягко говоря, напрягало. Впрочем, людям, пережившим «гайдарономику» и «дефолт» было уже всё равно, с чем их будут жрать на этот раз.

Однако не прошло и нескольких недель, как выяснилось, что в целом население родной страны питает относительно преемника некие неопределённые иллюзии. Образ «чекиста» почему-то воспринимался тепло и с сочувствием. В ходе выборов президента (а я занимался тем, что разъезжал с урной по квартирам соотечественников, которые не могли прийти проголосовать в посольство по состоянию здоровья) мне на раз высказывали мнение, что «Рука Путина наведёт порядок в России». Почти все, у кого я побывал, голосовали за преемника (из порядка 40 человек, кажется, только 3-4 бросили бюллетени за Зюганова). И в целом Путин набрал на нашем участке весьма внушительное количество голосов, причём – свидетельствую! – на избирателей никто не давил и голоса никто не подтасовывал.

Что-то в нём привлекало людей. Видимо, вот эта самая причастность к КГБ, причём не к «карательным органам», а к почтенной внешней разведке (что не преминул отметить даже Солженицын).

Я ко всему этому, тем не менее, относился скептически (при всём уважении к внешней разведке, мне не казалось, что резидент СВР – перспективный публичный политик, он просто не сможет уйти от кулуарности). И всё же выражение «рука Путина» мне понравилось. Я вырезал из картона здоровенную кисть руки, написал на ней «РУКА ПУТИНА» и повесил дома над компьютером.

И путинская эпоха началась.


II.

Началась она на удивление тихо. 2000-й год вообще не отличался особыми событиями. Я вернулся в Москву, здесь было всё то же самое – БЭЖ, нужда, невыплаты, рост цен, бесконечное кидалово и почти повальное пьянство в виде пивного алкоголизма.

В общем, было в меру скучно. Тут, правда, и начались отдельные социокультурные перемены. Например, ельцинский гимн России в варианте Глинки (на который всё никто не мог написать слова, кроме “Deutschland, Deutschland ueber alles”) решили почему-то заменить старым советским, этой сталинской помесью простейшей шарманочной мелодии с «Боже, царя храни». Сергей Михалков написал новые слова. Гимн прозвучал под очередной новый год в нереально попсовом варианте и всех сторонников советской шарманки дико разочаровал. Впрочем, на мой взгляд, у РФ с 1992 г. должен был быть совершенно другой гимн – песня «Бублички» в её раннем варианте: «За эти бублики платите рублики, / Что для республики всего милей». Ну, бублики заменила нефть и прочее сырье, а так всё точь-в-точь.

В целом царила затхлая и мерзотная скучища в ожидании давно предсказанного распада страны. Этот прогноз навязчиво повторялся всеми в 90-е гг., и к началу нового века, наконец, обрёл реальные очертания. Было ясно, что всё это дело движется к своему логическому концу, и наши западные друзья немало в этом заинтересованы.

Но тут Россию то ли спасла, то ли сбросила на другую дорогу невероятная случайность – 11 сентября 2001 г. Я не устану повторять – наша нынешняя элита молиться должна на эти якобы бенладеновские самолёты. Решая свои проблемы, американцы заодно решили и некоторые наши.


III

Я до сих пор убеждён, что вся неоконсервативная программа Буша строилась на старой идее Лео Штраусса о необходимости постоянно возбуждать массы, повышая их «витальность». Творческая элита при этом может творить всё, что угодно, хоть БДСМ, хоть копрофагию, НО – незаметно для публики, в хорошо законспирированных клубах, вроде того, что показан в замечательном фильме Кубрика «Широко закрытые глаза». А вот народу следует предлагать позитивные ценности – патриотизм, мораль, вера, семья, работа, защита американского образа жизни… Демонстрации геев на главных площадях массовую витальность отнюдь не повышают (впрочем, и эти демонстрации – тоже часть политики, направленной на удовлетворение потребностей «простачков»).

Удивительным образом, Бушу и команде удалось развернуть страну в направлении вот этих самых простых и понятных массовых ценностей, и результаты не замедлили сказаться. Патриотически-консервативный взрыв потряс Штаты и весь мир. 2002-2003 гг. – самый пик взрыва.

Российская элита, судя по всему, решила повторить эксперимент. Уж очень оно понравилось и впечатлило.

И, похоже, единственной продуманной стратегией путинского восьмилетия была именно эта. Игра на российском патриотизме в самом широком смысле этого слова. Штука эта была в идеологическом плане весьма опасной, в результате (забегая вперёд) теперь мы получили и отказ от «перестроечного наследия» («величайшая геополитическая катастрофа 20 в.»), и резкую критику 90-х, даже разнос Ельцина, хоть и во вполне эвфеметических выражениях. Это что-то вроде ленинского "кокетничанья с боженькой". Типа – коготок увяз, всей птичке пропасть.

Что мы видим теперь? Машины с трёхцветными флагами и георгиевскими ленточками, 40 тысяч Дедов Морозов на улице Сахарова, движение "Наши" (привет Невзорову!), почти полное отсутствие латинских букв на магазинах и учреждениях (иногда до смешного доходит), речные трамвайчики с названиями вроде "Святогор" (!) или "Муромец", чёрную форму сотрудников ФСБ (она, правда, какая-то бездарно чёрная, скорее серо-чёрная, ну и то лучше лазоревых мундиров), и сплошной русизм-русизм-русизм, вот только к этому есть некоторые претензии, о чём поговорим ниже. Соблюдение постов, колокольный звон, утренние молитвы на работе, передачи о старцах оптинских по первому каналу ТВ… Бучилище благочестия и православный гламур...

Если бы лет двадцать назад кто-нибудь показал мне, тогдашнему, путинскую Россию и спросил, как она мне нравится, я бы просто завопил: "Я хочу в эту страну! Это моя мечта! Это идеал на фоне советской жизни!".

А что я думаю теперь? Эх…




(если кого интересует продолжение, пишите в комменты)


(Post a new comment)


[info]going_out
2008-04-21 06:12 pm UTC (link) Track This
И что Вы думаете теперь?

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-04-21 06:16 pm UTC (link) Track This
я много чего думаю

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]going_out
2008-04-21 06:42 pm UTC (link) Track This
Это плохо.
"Относитесь к Вашей мысли, как к птице, залетевшей в Вашу голову. Вы видите издалека, как она летит в синем небе неведомо откуда, приближается к Вам и влетает в Вашу голову. Вы к ней не имеете никакого отношения. Не акцентируйте на ней внимания, и она не будет биться в Вашей голове, а вылетит из нее в такое же синее небо никуда, откуда прилетела"

Классика.

(Reply to this)(Parent)


[info]ypyc
2008-04-21 06:14 pm UTC (link) Track This
Мне всегда интересно Вас читать.
Хочется на олбанском попросить автора писать еще, однако, мне известно, что вы этого языка не большой любитель.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2008-04-21 06:16 pm UTC (link) Track This
да, олбанский не люблю

(Reply to this)(Parent)


[info]calmar75
2008-04-21 06:16 pm UTC (link) Track This
с удовольствием познакомлюсь с продолжением

(Reply to this)


[info]kroopkin
2008-04-21 06:16 pm UTC (link) Track This
Пышы ысче...

(Reply to this)


[info]tiomkin
2008-04-21 06:23 pm UTC (link) Track This
Меня интересует, да.

(Reply to this)


[info]husainov
2008-04-21 06:25 pm UTC (link) Track This
Жду. Очень интересно.

(Reply to this)


[info]fortunatus
2008-04-21 06:26 pm UTC (link) Track This
Интересует!

(Reply to this)


[info]mangalfier
2008-04-21 06:31 pm UTC (link) Track This
Весьма любопытно.

(Reply to this)


[info]pyc_ivan
2008-04-21 06:50 pm UTC (link) Track This
Интересует

(Reply to this)


[info]piligrim
2008-04-21 07:00 pm UTC (link) Track This
Конечно интересует!

(Reply to this)


[info]philophonist
2008-04-21 07:42 pm UTC (link) Track This
Интересно. Продолжение следует?

(Reply to this)


[info]cornelius_s
2008-04-21 08:01 pm UTC (link) Track This
Я попробую объяснить феномен народных надежд на спецслужбы: дело в том, что одной из главных причин застоя считалось (и, по-видимому, являлось) так называемое "засорение каналов обратной связи". Это явление совершенно неизбежное в бюрократических иерархиях: чтобы обеспечить себе служебный рост, чиновник вынужден поставлять наверх "позитив"; в результате даже самое лучшее высшее руководство через непродолжительное время оказывается неспособным руководить - ну, понятно. Так вот, с советских еще времен в народе теплилась вера (на уровне скорее подсознательном), что если у кого и есть неискаженная информация о ситуации в стране, то это у спецслужб. Плюс к тому - вера в сказки и желание чуда.
А продолжение - да, было бы интересно почитать, спасибо.

(Reply to this)


[info]a_p
2008-04-21 09:12 pm UTC (link) Track This
Интересует!

(Reply to this)


[info]oboguev
2008-04-21 09:40 pm UTC (link) EditDeleteTrack This
> "Я хочу в эту страну! Это моя мечта!".

- В Советском Союзе у детей счастливое детство. У них много игрушек...
- Хочу в Советский Союз! Хочу в Советский Союз!

(Reply to this)


[info]andber
2008-04-21 09:48 pm UTC (link) Track This
Хорошо написано, особенно понравилась концовка про "бучилище православия". Хочется продолжение.

(Reply to this)


[info]readership
2008-04-21 09:54 pm UTC (link) Track This
будет секретная группа?

(Reply to this)

Жду
[info]nenavistnik
2008-04-21 10:48 pm UTC (link) Track This
продолжения жду. Пожалуйста.

(Reply to this)


[info]vlad_nick
2008-04-22 03:10 am UTC (link) Track This
конечно интересно.
Тем более, что когда-то были такие же иллюзии.

(Reply to this)


[info]arno1251
2008-04-22 04:44 am UTC (link) Track This
Отъ лица всѣхъ любителей словесности россійской благодаримъ автора за его трудъ и будемъ съ нетерпѣніемъ ждать новыхъ произведеній пера его.

(Reply to this)


[info]pavell
2008-04-22 06:07 am UTC (link) Track This
Интересует!;)

(Reply to this)


[info]fatherpenguin
2008-04-22 06:35 am UTC (link) Track This
Ждем продолжения.

(Reply to this)


[info]verybigfish
2008-04-22 06:55 am UTC (link) Track This
Время, переполненное антиномиями...

(Reply to this)


[info]mutterrecht
2008-04-22 07:33 am UTC (link) Track This
Продолжение интересует.

(Reply to this)


[info]jaroslav
2008-04-22 08:14 am UTC (link) Track This
конечно интересует )

(Reply to this)


[info]kislin
2008-04-22 08:20 am UTC (link) Track This
Пишите, благо, интересно.

(Reply to this)

продолжение будет в РУ?
[info]cheloveker
2008-04-22 10:08 am UTC (link) Track This
или здесь же?

(Reply to this)


[info]turkish_life
2008-04-22 10:29 am UTC (link) Track This
Мне понравилось, но я не смогла для себя определить, критика ли это,безразличие ли?
Буду читать продолжение. Если напишете.

(Reply to this)


[info]br0nt0zavr
2008-04-22 10:34 am UTC (link) Track This
Интересует

(Reply to this)


[info]volodymir_k
2008-04-22 12:14 pm UTC (link) Track This
Интересует.

(Reply to this)


[info]azatiy
2008-04-23 01:21 pm UTC (link) Track This
Ждем.

(Reply to this)


[info]lexxnet
2008-04-23 05:33 pm UTC (link) Track This
Ждем.

(Reply to this)


[info]chasovschik
2008-04-23 05:58 pm UTC (link) Track This
Присоединюсь к интересующимся, хотя и с опозданием - пропустил премьеру.

(Reply to this)


[info]gest
2008-04-23 09:18 pm UTC (link) Track This
Вас читать всегда интересно.

(Reply to this)


[info]dmmuzalev
2008-04-24 02:34 pm UTC (link) Track This
интересует

(Reply to this)


[info]al_kazilo
2008-04-30 09:11 pm UTC (link) Track This
Да, да... и я тоже: "если бы мне лет 20 назад показал бы....я бы просто завопил: Я хочу в эту страну"...Тепеь я думаю иначе"

вот за что люблю и не люблю теперешнюю власть: за то что лишает иллюзий, воплощая то, о чем мечталось когда-то...
и почему-то всё у неё крайне пошло получается, к чему не прикоснётся....
Такой царь Мидас наоборот: всё не в золото превращается, а в говно....

(Reply to this)


[info]reader59
2008-05-03 05:44 am UTC (link) Track This
"Если бы 20 лет назад"...
Ну что ж, мы стали умнее. Удивляться следовало бы обратному.

(Reply to this)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]