Russky_Udod ([info]udod99) wrote,
@ 2006-07-19 18:44:00

Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Track This  Flag  Next Entry

Детская суп-культура времён упадка
Дневник есть дневник, здесь можно высказываться на самые неожиданные и самые тупые темы. Посему – несколько слов про так называемые масс-культурные явления советского детства, недавно упомянутые юзером [info]smaragd. Исключительно личное мнение…
Как ни странно, все эти штуки мне тоже активно не нравились. Правда, не до такой степени, как Смарагду, и всё же… Теперь, через 20 лет, я с некоторым трудом понимаю причины столь активного неприятия этой телевизионной действительности. А тогда меня некоторые вещи попросту злили.
Пресловутые "Приключения Электроника" мне не понравились сразу и активно, поскольку книжку Велтистова я прочитал раньше, и до сих пор готов спорить с кем угодно, что она была на порядок лучше "культового фильма". По-моему, в нём от книжки остались только имена некоторых героев. Наиболее привлекательно выглядела злобная (итальянская?) мафия, особенно её вождь в исполнении Басова, с его "у каждого человека есть кнопка!", этакая очень понятная, вполне бытовая философия. Скажу больше – у фильма, по моим тогдашним понятиям, был очень даже неплохой потенциал, однако всё портили розовые сопли про счастливую школьную жизнь и необоснованные претензии на мюзикл. Песенки оттуда меня до сих пор слегка раздражают. Особенно, конечно, "Крылатые качели" – писалось это взрослым дядей, который вообразил себя школьником и сочинил что-то из серии "как хорошо быть счастливым идиотом":

А пока мы только дети,
Нам расти ещё, расти!
Только небо, только ветер,
Только радость впереди!

Ну, то есть такие вот замечательные позитивные дети, тупые, уверенные, что у них впереди одно сплошное нескончаемое счастье, хоть задницей его ешь (а ещё истинный гимн тогдашних пионеров: "мы маленькие дети, нам хочется гулять!"). Напрашивалась аллюзия на известную ещё со сталинских времён "Колыбельную", которую в 70-е гг. исполняла Анна Герман:

Ты не увидишь ни горя, ни муки,
Доли не встретишь лихой…

Тут тоже многовато самонадеянности, но хотя бы ситуация понятна: мама, много повидавшая на своём недолгом ещё веку, поёт сыну, во всяком случае, можно понимать в том смысле, что "твоя жизнь уж точно будет лучше".
(В скобках замечу, что Е.Велтистову вообще с экранизациями не везло. По вполне приличной книжке для младших школьников "Гум-гам" сняли какую-то несусветную чушь собачью. А братья Сыроежкины, или как их там, потом снялись в фильме "Незнайка с нашего двора", который я смотрел уже вполне взрослым, весной 1991 г. – лёжа в больнице, где больше нечем было заняться. Как ни странно, фильм даже понравился. Я думаю, что этих самых братьев, по примеру братской Польши, надо избрать президентом и премьером, и тогда у нас настанет Щасте).
Но вернёмся к позднесоветским баранам. Если в "Электронике" лирический герой песни уверен, что "только радость впереди" (этакий неубедительный аутотренинг, из серии "я не пукну!"), то в "Гостье из будущего" тот же самый лирический герой занимается чистой воды вымаливанием хорошей участи у судьбы: "прекрасное далёко, не будь ко мне жестоко…". Прямо как к дельфийскому оракулу обращается… Между двумя песенками лежит целая, гы-гы, онтологическая пропасть. Неудивительно теперь, что премьера "Гостьи из будущего" состоялась в мартовские каникулы 1985 г., как раз после смерти Константин Устиныча Черненко. Каким-то образом "общественное сознание" выплеснуло свои далеко не лучшие предчувствия по поводу будущего.
Ну так вот. Если "Приключения Электроника" как-то незаметно для всех проповедовали всеобщее впадение в дебилизм – типа, для достижения счастья надо упасть в лужу, улыбаться, дрыгать ногой и тупо гыгыкать, пуская пузыри, то "Гостья из будущего" знаменовала какой-то метафизический крах советской действительности. После всяких там "Отроков во вселенной" и "Через тернии к звёздам", где хотя бы антураж соответствовал нормам – вдруг такой серый скучный сериал, без особой выдумки, а на морде главного героя (забыл, как его звали) написана тяжкая доля будущего младшего научного сотрудника при первом отделе какого-нибудь "а/я 246". И ещё эта "Алиса Селезнёва", которая, оказывается, была секс-символом целого поколения. Ну, о вкусах не спорят, сейчас я понимаю, что и такое тоже может кому-то нравиться (в Литве таких девушек, кстати, довольно много). А тогда я воспринимал её (исключительно по поведенческим стереотипам) как типичную советскую отличницу, будущую комсомольскую активистку, и моя рука машинально тянулась за виртуальным обрезом. Но и это была бы ещё фигня. Но вялые приключения с беготнёй по московским дворикам, перемещение в будущее, где, в сущности, кроме телепортации, больше ничего не изобрели, наблюдение за придурковатыми космическими пиратами – всё это вызвало у меня чувство разочарования и досады.
"Ёжик в тумане" вроде бы, на мой взгляд, и не самый плохой мультфильм, но его репутацию раздули до безобразия. "Ах, великий Юрий Норштейн", "мультфильм всех времён и народов"…. Ерунда какая-то. Ну, ёжик… Ёжик явно ведёт себя согласно заветам Иоанна Яковлевича Корейши, то есть юродствует в миру по мере сил и средств (которых, отметим, немного). При этом в глубине души сохраняет здоровое народное миросозерцание, его реакция на сову в тумане – "Псих!" – это просто супер, я до сих пор употребляю иногда. Однако жизнь у него тупая и скучная, и ничего особенного в ней нет, остаётся лишь гонять чаи с жадным и нагловатым медвежонком. И ещё эта лошадь… Тьфу! Вам не кажется, друзья, что в советской мультпликации образ лошади был как-то слишком выпячен? Вообще, всё "прекрасное и высокое" почему-то воплощалось в лошади… С чего бы это всё? "Стая лошадиных лебедей" и т.п. Ну, и вдобавок эстетская манера, в которой сделан мультфильм, тоже не нравилась. Я знаком с кучей людей, которые убеждены, что "Ёжик" – КУКОЛЬНЫЙ мультфильм (а кому нравились кукольные мультфильмы?), хотя на самом деле он рисованный.
"Трое из Простоквашино" в детстве мне, скорее, нравились, а теперь, когда я это смотрю, меня жутко раздражает манера, в которой там говорят мама и папа. "Поубывав бы". А так вполне себе ничего. Особенно, конечно, кот хорошо получился.
"Мартышка, слонёнок и удав" – нечто из той же серии, то есть там нормальных героев вообще нет, а есть сборище интелей из НИИ, которые "обсуждают стругацких". Единственное приличное существо – удав с его замечательной фразой "меня нельзя мерить половинками, потому что я целый!". Как сказал бы Фома Достоевский, "довольно целостную мысль выразил".
"Неуловимых мстителей" я помню смутно, разве что Бубу Касторского, да и то с большим трудом. Но это совсем другая тема – по-моему, советский "вестерн - остерн" на материале революции и гражданской войны в 70-е гг. набирал силу и был весьма перспективен. И, кажется, об этом уже много писали.
Тем не менее, что мы имеем "в сухом остатке"? А вот что: сопливо-розовый дебильный пафос, скучные сюжетные линии, слабые технические эффекты, необоснованную рефлексию по ненужным поводам, дешёвые комплексы и слезливые страдания ("хлюп-хлюп, не будь ко мне жестоко… хочется гулять… крылатые качели, хлюп-хлюп"). Да… По-моему, у этой культуры не было перспектив. В ней, я бы сказал, отсутствовала необходимая доля брутальности. Сплошной "котёнок по имени Гав" с его дешёвыми штучками: сожрал чужую котлету и ещё изобразил невинную жертву обстоятельств.
А что я могу привести в качестве положительного примера? Пожалуй, только советскую версию "Вини-Пуха". Там, на мой вкус, всё было в меру.


(Post a new comment)


[info]hoopoe
2006-07-19 04:25 pm UTC (link) Track This
А как же Карлсон???

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2006-07-19 04:29 pm UTC (link) Track This
Странный он какой-то был. "Мужчина в самом расцвете сил". Это уже педофилией и УК попахивает.

(Reply to this)(Parent)


[info]alexanderlyulka
2006-07-19 04:26 pm UTC (link) Track This
не знаю..
я смотрел это как-то спокойно, по диагонали...
А что было ещё смотреть?
Спокойной ночи, малыши да Служу Советскому Союзу после ... даже забыл, после какой передачи шло...

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2006-07-19 04:30 pm UTC (link) Track This
После "Будильника" :)

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]alexanderlyulka
2006-07-19 04:35 pm UTC (link) Track This
О! Ес ит из!

(Reply to this)(Parent)


[info]alexanderlyulka
2006-07-19 04:36 pm UTC (link) Track This
во память!

(Reply to this)(Parent)


[info]dtsymbal
2006-07-19 04:35 pm UTC (link) Track This
"Ежика" снимали "под фестивали", он и не должен нравиться простым зрителям. А вот те что снимались "для зрителей" ("Винни-пух", "Карлсон", они на фестивали не попадали изначально, из-за авторских прав) - там всё в порядке.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2006-07-19 04:38 pm UTC (link) Track This
Вот такие тогда были фестивали... Типа подавленных гей-парадов.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]piggymouse
2006-07-19 05:01 pm UTC (link) Track This
Надо ещё отметить, что "Ёжик" это экранизация текстов Сергея Козлова. Про ёжика и медвежонка, а также про львёнка и черепаху, товарищ Козлов написал большое количество текстов и все они, во-первых, пошлейшие, а, во-вторых, пронизаны гомоэротизмом и тягой к смерти.

(Reply to this)(Parent)

(Reply from suspended user)

[info]danlevus
2006-07-19 04:51 pm UTC (link) Track This
Что я помню. Что в 8,45 часть утремлялась домой - смотреть спокойной ночи малыши. Я ничего не знал о этой предаче и тоже устремился - был очень разочарован. Но я был вундеркинд. И после истерики, устроенной мной в 6-летнем возрасте по поводу допуска меня в взрослую секцицию библиотеки Дома ученых, и позитивного конечного результата вполне был доволен.

(Reply to this)


[info]utenok_mu
2006-07-19 05:35 pm UTC (link) Track This
А протагонист "Гостьи из Будущего", Коля Герасимов, сгорел в бане по пьяной лавочке в очень молодом возрасте.

(Reply to this)


[info]piligrim
2006-07-19 06:29 pm UTC (link) Track This
По-моему, "Гостья из будущего", "Электроники" и "Неуловисые мстители" совершенно из разных эпох и для разных поколений.

(Reply to this)


[info]sovok4ever
2006-07-20 03:24 am UTC (link) Track This
а про "Ну, погоди!" забыл.
оно, конечно, передёр "Тома и Джери", но совсем неплохая серия, имхо.

(Reply to this)(Thread)


[info]udod99
2006-07-20 04:52 am UTC (link) Track This
Да, забыл. Но оно даже в сравнении с Томом и Джерри несколько .. эээ... туповато.
Впрочем, для дошкольного возраста вполне себе.

(Reply to this)(Parent)(Thread)


[info]sovok4ever
2006-07-20 10:35 am UTC (link) Track This
вот в этом возрасте я и остался по сию пору 8)

(Reply to this)(Parent)


[info]da_xavier
2006-07-20 04:59 am UTC (link) Track This
Книги Крапивина...

(Reply to this)


[info]geovit
2006-07-20 07:33 am UTC (link) Track This
Да, читаю отзывы и жалею детей 80-х, оказывается у вас похоже, детства уже не было, перестройка сожрала. В меня впечатаны другие фильмы - "Щит и меч", "17 мгновений весны", из фантастики "Большое космическое путешествие" - тот ещё фильмец, скажу я вам. А все мультики 80-х сделаны были для взрослых, пересматривая их со старшим сыном пяти лет вижу их другими глазами - у него любимые мультики из советских - "Беги, ручеёк", "Дядя Стёпа", "Бременские" -остальные он не приемлет категорически, ну разве что если есть не хочет когда, включаем, чтобы отвлечь и накормить.

(Reply to this)(Thread)

from Mike
(Anonymous)
2006-08-13 04:35 pm UTC (link) Track This
"Бременские" - тоже, как минимум, для подростков. Из тех, что "сегодня он играет джаз". Хотя сделано неплохо.

(Reply to this)(Parent)


[info]azatiy
2006-07-20 07:57 am UTC (link) Track This
Да, латентный и явный гуманизм губил там решительно все.
Плюс неприятие Цивилизации и Технологии.
"..Убивайте гуманистов как бешенных собак..
Они превратили мiр в душный барак ,а Землю в сплошную могилу ..."

(Reply to this)

pank_off
(Anonymous)
2006-10-03 09:08 pm UTC (link) Track This
Ну, и вдобавок эстетская манера, в которой сделан мультфильм, тоже не нравилась. Я знаком с кучей людей, которые убеждены, что "Ёжик" – КУКОЛЬНЫЙ мультфильм (а кому нравились кукольные мультфильмы?), хотя на самом деле он рисованный.

уж простите чта вмешиваюсь, но "ёжик" выполнен в технике перекладки, а не рисунка так что он всё таки кукольный.

(Reply to this)


[info]rybnyj_den
2007-12-18 08:30 pm UTC (link) Track This
Наиболее привлекательно выглядела злобная (итальянская?) мафия, особенно её вождь в исполнении Басова, с его "у каждого человека есть кнопка!", этакая очень понятная, вполне бытовая философия.

Басов в фильме - англичанин (мистер Стамп). T.e. приехал в криптоколонию поучить всех уму-разуму.

(Reply to this)


(Post a new comment)


[ Home | Update Journal | Recent Entries | Friends | Login/Logout | Search | Viewing Options | Site Map ]