d_olshansky (d_olshansky) wrote,
d_olshansky
d_olshansky



Categories:

второстепенная русская литература

                                   
А вот интересно: какая, на ваш взгляд, самая интересная, самая прекрасная русская книжка ВТОРОГО РЯДА?

Из тех, что не заведомо не находятся в главном ряду, из того, о чем не пишут школьные сочинения.

По-моему, дело обстоит следующим образом.

В 19 веке все просто - это Мельников-Печерский, "В лесах" и "На горах".

А вот в 20 веке... (годов до 1950-х; то, что позже, в целом пока не определилось в качестве классики).

Для меня это, как минимум, "Циники" Мариенгофа и "Сивцев Вражек" Осоргина. Плюс известная трилогия Шкловского.

Ну и Добычин, конечно.

Можно еще Пимена Карпова добавить, но это совсем уж специальное чтение для высокодуховных людей.

Но вот "Циники" и "Сивцев Вражек" - почему-то самое самое любимое.

baburov

June 5 2009, 05:05:38 11 years ago

Разве с 19 веком все так просто? Вы слишком занижаете уровень первого ряда. Скажем, Гончарова я бы отнес ко второму.
Гончаров - это то, о чем пишут сочинения. Это знают все, кто вообще что-нибудь знает. Как и Тургенева или Лескова.

baburov

June 5 2009, 05:25:15 11 years ago

Тогда "Малую землю", "Возрождение" и "Целину" надо отнести к первому.

barbuh

June 5 2009, 05:28:14 11 years ago

Гончаров - очень и очень непрост, несмотря на кажущуюся простоту. Абсолютные классик первого ряда, и не потому, что его изучают в школе.
Эренбург "Люди. Годы. Жизнь".
а 19-го века..."Былое и думы" Герцена.
Ну, Герцен все-таки классика первого ряда, сочинения о ней писали много десятилетий )
а мемуары - отдельная песня вообще)

tambov

June 5 2009, 10:17:01 11 years ago

по ГЕРЦЕНУ - не писали никогда

garazh

June 5 2009, 05:08:11 11 years ago

Циников очень люблю. Еще "Роман с кокаином" Михаила Агеева, "Наталья" Александра Минчина.

baburov

June 5 2009, 05:10:57 11 years ago

Извините за менторство. Псевдоним Марка Леви пишется так: М. Агеев.

garazh

June 5 2009, 05:14:22 11 years ago

Ушел выпить йаду!

baburov

June 5 2009, 05:16:09 11 years ago

Не надо этого.
Н. С. Лесков, "На ножах"

И. Штемлер, "Универмаг"
Про "На ножах" я думал, но лично Лесков все же классик первого ряда.

narat

June 5 2009, 05:27:30 11 years ago

Булгарин?

baburov

June 5 2009, 05:36:12 11 years ago

Третий ряд.

narat

June 5 2009, 05:37:53 11 years ago

(:

tambov

June 5 2009, 10:18:23 11 years ago

ой,универмах
поезд ещё...шоссе
из изданного при царе-батюшке - Розанов - "Уединенное"
из изданного в СССР - Куваев - "Территория"
из того что может понравица любителям так называемого хорошего литературного языка - ну т.есть например тем кто считает Доктора Живаго самой лучшей книгой - для них может проза А.Белого - она образная такая и воще

barbuh

June 5 2009, 05:25:12 11 years ago

"Вечер у Клэр" Гайто Газданова. Кажется, проходит по второму ряду. Хотя я бы поставил в первый ряд.

"Вор" Леонида Леонова. Местами гениальная книга в целом довольно тяжело читаемого.

Упомянутый уже "Роман с кокаином".

Роман "Аполлон Безобразов" Бориса Поплавского.

Конечно, "Зависть" Олеши - но это первый ряд. Не знаю, правда, изучают ли ее в школе и нужно ли, чтоб изучали.

"Петербург" Андрея Белого - это даже первый ряд первого ряда. Но точно не изучают. Набоков пытался внушить европейцам, что есть не 3 столпа мирового модернизма, как они думают (Джойс, Пруст, Кафка), а четыре, начиная с Белого. Но кажется, ни они, ни мы этого толком не поняли.

Ну и много еще чего.

Конечно, будут споры, что есть первый, что второй. Если приблизительно - то так...





barbuh

June 5 2009, 05:30:44 11 years ago

Да, и еще романы Константина Вагинова.
Это, наверное, самый точный ответ на Ваш вопрос.
"Козлиная песнь", "Труды и дни Свистонова" и др.

baburov

June 5 2009, 05:31:07 11 years ago

"Вечер у Клэр" -- первый. Все остальное у Газданова -- во второй.

barbuh

June 5 2009, 05:36:45 11 years ago

"Все остальное у Газданова -- во второй".

Не согласен. Но давайте только не будем спорить, нет времени.
да, все правильно и замечательно)

orleanz

June 5 2009, 05:25:30 11 years ago

Арцыбашев?

nekto

June 5 2009, 05:27:14 11 years ago

"Виктор Вавич" Житкова
безусловно и стопроцентно.
Ну правильно вот накидали: и Вагинов, и Агеев, и Житков.
А если Пимен Карпов, то тут уж список открыт, много можно назвать.
Я так люблю Вагинова, он так для меня самоочевиден, что даже и забыл про него :-)

ascir

June 5 2009, 05:52:08 11 years ago

XX век - "Сестра печали" В.С. Шефнера.
Опередили.
И анчаровское позднее- "как птица Гаруда" и Самшитовый лес"
а мне вот "Гарденины" Эртеля в 19-ом и "Лев на лужайке" Липатова в 20-ом

barbuh

June 5 2009, 06:46:51 11 years ago

Да, точно! "Гарденины" - лучший пример великой второстепенной для 19 века.
в XX в:
А. Битов
Орлов???
я специально оговорился, что начиная с 60-х об этом говорить трудно, так как "первый ряд" еще не вполне устоялся.

obyvatel

June 5 2009, 06:17:41 11 years ago

Что-то про "Мелкого беса" никто не написал. Хотя - первое, что пришло в голову.
Ну все-таки это совсем-совсем большая классика, как Чехов, Бунин, Куприн, Горький, Белый...

obyvatel

June 5 2009, 09:35:20 11 years ago

Ну, это понятно. Только я не знал, что его в школе изучают.

tambov

June 5 2009, 10:20:59 11 years ago

никто его не изучает ни в какой школе

obyvatel

June 5 2009, 10:32:12 11 years ago

Я специально посмотрел - во многих интернет-магазинах он числится в разделе "школьная программа". Либо родителей разводят, либо внеклассное чтение.

tambov

June 5 2009, 11:05:35 11 years ago

какое в 11 классе внеклассное чтение,вы что
толком не успеваешь ничего классного

бедные родители
что тоже сомнительно

obyvatel

June 5 2009, 09:36:45 11 years ago

Тогда Борис Зайцев, "Голубая звезда".

tambov

June 5 2009, 10:20:09 11 years ago

ой
йа в ахуе.
ни одну не читала.ни по посту. ни по коментам.
троглотид, хихи!!!

zyama69

June 5 2009, 11:31:10 11 years ago

ах, Деви, во-первых, троглодит! :)
...а во-вторых, бОльшую часть из этих имён, всё-таки, изучают в профильных вузах! а не в школе, если она только не с литературным уклоном... и то, сомневаюсь!
Однако интересно-интересно! :)
Вот:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Русские_писатели_XIX_века
- достаточно пройти по ссылке (+ 2 подкатегории) и утонуть! :)
Но самое главное, многие из имён незаслуженно принижены! (нераскручены, если выражаться современным языком) ...а жаль!
ты мне можешь даже не помогать, Лёша.я вон трогло...короче. даже это не могу написать.
безнадёгаааа, безнадёгааа)))

zyama69

June 5 2009, 12:00:49 11 years ago

Ничего! трогло... ещё завидовать будут!!! ;))) Только довести до конца!!!

...а насчёт везения и идеологии - возможно! я ничему абсолютно не удивлюсь в этой жизни! :)
доведу.зуб даю!)))
а что имена принижены, так в этом большая доля вины советской идеологии, я думаю.ну и везение.
знаешь, по-моему, оно очень важно в писательском деле.

zimales

June 5 2009, 12:55:22 11 years ago

Счастливая на всю жизнь - всё впереди... 8-)

bahareva

June 5 2009, 10:17:18 11 years ago Edited:  June 5 2009, 10:18:02

"Трест ДЕ" Эренбурга
И да, "Сестра печали", хоть это уже вторая половина XX.

zimneye

June 5 2009, 10:18:09 11 years ago

Гарденины
"Мелкий бес"

prozzz

June 5 2009, 10:29:47 11 years ago

Олеша с "Завистью" и, допустим "Призрак Александра Вольфа" Газданова (это если помещать их во второй ряд наряду с Добычиным, что, наверное, не очень верно).

"Чем люди мертвы", ну и вообще Кржижановский. "Детство Темы" Гарина-Михайловского, "Мои скитания" Гиляровского

моя тройка

zloy_plazmoid

June 5 2009, 11:14:07 11 years ago Edited:  June 5 2009, 11:17:28

алданов, шмелев, газданов.

ой. не совсем тройка. еще тэффи и аверченко.

didpetro

June 5 2009, 14:55:07 11 years ago

а как же Вагинов??? хотя он может и в первый ряд угодить.

didpetro

June 5 2009, 14:58:00 11 years ago

вот и не я один Вагинова предлагает. ну Циники - это да. но Вагинов мощнее.
еще за Эренбурга агитируют. вот это да. откуда они его выкопали? я против.

byzov

June 5 2009, 16:24:49 11 years ago

Циники это первый ряд.

satory66

June 6 2009, 00:39:16 11 years ago

Белый "Маски"
Это вообще интересная тема.С чем тут можно сообразовываться, выкладывая свои личные пристрастия в качестве критериев? И - кого в школе изучают, а кого - нет? Раньше Петра Проскурина изучали и Анатолия Иванова. Сейчас их мало кто помнит. Еще - мне непонятно, почему никто не упомянул великолепного Кржижановского? Не изучают, но, кажется, это настолько первый ряд, первее некуда.

Deleted comment

zamost

June 13 2009, 12:50:08 10 years ago

Кочетова изучали - "Журбиных". Обзорно - как современную литературу о строителях коммунизма, с образами "твоих молодых современников". Это же важная тема сочинений! Круг авторов, о которых писали - от Ажаева до Виля Липатова. Потому и издавали "Журбиных" в массовой "Школьной библиотеке".

Проскурина с Ивановым, конечно, не изучали. Как и весельчака Софронова.
Интересный какой вопрос. Я согласна на все сто, нет девяносто ("Сивцев Вражек" не читала). "В лесах" и "На горах" - это, действительно, то что необходимо прочитать, но ни в коем случае нельзя доверить школьной литературе. А "Циники" - это то, что я знала наизусть.
Может быть, еще Трифонова добавить "Дом на набережной", а из поэтов Коржавина...
А Довлатов?

zt

June 10 2009, 06:19:23 10 years ago

Это очень личные должны быть штуки.
Я вот страшно люблю сволочь Катаева. А по итогам 70-х, когда устоится, таковым станет Нагибин.
Надо бы кофию испить, вот чего.
ох, "Циники" Мариенгофа были в моем классе культовой книгой, теперь мне даже кажется, мы даже играли в эту книгу.

leider

June 27 2009, 10:37:30 10 years ago

из века девятнадцатого пожалуй мистические повести Одоевского, столь нехарактерные для своего исключительно рационального и трезвого времени, "Ледяной дом" Лажечникова - точно вещь не первого порядка, но очаровательная. Из двадцатого - "Крестовые сестры" Ремизова, не самая "прекрасная", конечно, книжка, но интересная безусловно, "Елка у Ивановых" Введенского, очень неровный леоновский "Вор", "Лето господне" Шмелева.